ДОО «Радость творчества» (художественная направленность)

Содержание
1.Основные характеристики общеразвивающей программы .............................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ........................................................................................................................................ 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ................................................................................................... 4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ...................................................................................................... 4
1.4 Планируемые результаты .................................................................................................................................. 12
2. Организационно-педагогические условия .......................................................................................................... 13
2.1 Условия реализации программы ....................................................................................................................... 13
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................................................................................... 14
3.Список литературы .................................................................................................................................................. 15
Приложения................................................................................................................................................................... 16
Приложение 1. Примерный план занятий ............................................................................................................. 16

2

1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность – художественная
Актуальность:
Изобразительное искусство являются одним из важнейших средств познания мира, важной частью
художественного воспитания и развития ребёнка и прежде всего его эмоциональной сферы. Занятия по
программе «Радость творчества» способствуют развитию художественно-творческих способностей детей, а
также: наблюдательности, творческой фантазии, мышления, мелкой моторики, усидчивости. Отличие данной
программы от аналогичных заключается в выборе тем, изобразительных материалов и методики.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов в
области образования, защиты прав ребенка:
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства
РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от
30.11.2016 № 11);
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 № 196;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
 письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О региональном
модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»;
 постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О системе
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории
Свердловской области»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период
до 2035 года»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д
«Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 7 до 10 лет. Набор в группу осуществляется на
основании заявления родителя (законного представителя). Общий численный состав групп – до 25 человек. В
состав могут входить учащиеся с ОВЗ, одаренные дети и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий:2 раза в неделю продолжительностью 40 минут.
Объем программы: 68 часов.
Срок освоения программы: 1 год
Перечень форм обучения: групповые практические занятия, фронтальная и индивидуальная работа в
рамках групповой.
Перечень видов занятий: объяснение, беседа, сказочное повествование, наблюдение, демонстрация
иллюстраций, использование компьютерных просмотров мультфильмов, фотографий, рисунков, авторских
3

работ, пособий, игра, погружение в образ, участие в выставках, заочные экскурсии, исследование и
экспериментирование с материалами и инструментами: гуашь, пастель, акварельные краски, карандаши,
бумага, кисточки, клей ПВА и др.; использование различных изобразительных техник, в том числе
нетрадиционных: оттиск, тычковое рисование, пальцеграфия, кляксография; техника рисования «по сырому»,
граттаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами, монотипия, рисование
пластилином, ниткография, точечный рисунок, экорисование (использование природных материалов), способ
выдувания.
Перечень форм подведения итогов: анкетирование, творческие задания, выставки различного уровня
начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и
всероссийскими конкурсами.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных
способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных
техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи:
1. Художественно – эстетические:
 развивать художественное восприятие жизни;
 уточнять представления об окружающем мире;
 развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний
окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
2. Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
 развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски
спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные
пропорции предметов;
 развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
3. Задачи на формирование технических навыков:
 закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия,
кляксография; обучать технике рисования «по сырому», граттаж, пластилинография, набрызг,
тиснения, оттиски разными материалами;
 помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель,
пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
4. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
 вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта,
народных промыслов;
 замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
 знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения
анализировать их;
 научить различать жанры живописи;
 развивать художественно – эстетический вкус.
5. Воспитательные:
 развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
 учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
 радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
6. Речевые:
 развивать у детей планирующую функцию речи.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план для 1 класса:
№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1. Волшебные краски Материалы
для работы Летний луг

1

0,25

0,75

Просмотр и обсуждение.
Упражнение

2. Симметрия и ассиметрия
Бабочки, которых я
видел летом
3. Групповая работа
«Осенний пейзаж»

1

0,25

0,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

0,5

0,95

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

4

4. Техника «Тычкование»
«Птица»
«Рыбки»
«Я люблю пушистое,
я люблю колючее»
«Я шагаю по ковру из
осенних листьев»
5, Набрызг и печать по трафарету.
«Звёздное небо»
6. Монотипия. Рисование
пальчиками
«Поздняя осень»
«Первый снег»
7 Граттаж Линия. Штрих
«Зимняя ночь»
8. Сюжетное рисование
«Пингвины
на льдинах»,
«Фантастическая планета»
«Провожаем
Старый и встречаем
новый символ года»
Итоговое занятие
Итого:

4

1

3

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

2

0,25

1,75

2

0,25

1,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей
Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

0,25

0,75

4

4

Фронтальный
выставка

1
17

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей
Выставка

3,25

опрос,

13,75

Содержание учебного (тематического) плана для 1 класса:
№
содержание
занятия
1
Летний луг
2

3

цели

материалы

Закрепить ранее полученные знания

Акварель,
печать
по
трафарету
Силуэты симметричных и
несимметричных
предметов, лист бумаги,
гуашь, карандаш

Бабочки, которых я Закрепить умение использовать технику
видел летом»
«старая форма – новое содержание» (ладошка
с сомкнутыми пальцами – большое крыло,
кулачок – маленькое). Познакомить детей с
симметрией (на примере бабочки). Развивать
пространственное мышление.
«Осенний пейзаж» Закрепить умение вырезать листья и
приклеивать их на деревья, приём –
тычкование. Учить делать ёжика, грибочки
для него. Развивать чувство композиции.

4

«Птица»

5

«Рыбки»

6

«Я шагаю по
ковру из
осенних листьев

7

«Я люблю
пушистое,
я люблю колючее»

Закрепить умение пользоваться техниками
«тычок ватной палочкой
Закрепить умение пользоваться техниками
«тычок ватной палочкой»
Закрепить умение работать с техникой печати
по трафарету. Развивать цветовосприятие.
Учить смешивать краски прямо на листьях
или тампоном при печати
Совершенствовать умение детей в различных
изобразительных техниках. Учить отображать
в рисунке облик животных наиболее
5

Тычкование
Ножницы,
клей, карандаш, квадраты
(2*2 см) из газетной
бумаги,
красная,
коричневая, белая бумага
для
грибов,
листья,
изготовл. на пред. занятии
Карандаш, гуашь, ватные
палочки
Карандаш, гуашь, ватные
палочки
Листы
формата
А3
чёрн.цвета,
опавшие
листья, гуашь, кисти,
поролонов.
тампоны,
трафареты.
Тычок жёсткой кистью,
оттиск
скомканной
бумагой,
поролоном

выразительно.
Развивать
чувство
композиции. Закрепить умение пользоваться
техниками «тычок жёсткой полусухой
кистью», «печать смятой бумагой».

10

8

«Звёздное небо»

Учить детей создавать образ звёздного неба,
используя смешение красок, набрызг и печать
по трафарету. Развивать цветовосприятие.

9

«Поздняя осень»

Учить рисовать дерево без листьев в технике
монотипии,
сравнивать
способ
его
изображения с изображением дерева с
листьями. Закрепить умение изображать снег,
используя рисование пальчиками. Развивать
чувство композиции.

«Первый снег»

Закрепить умение изображать снег, используя
рисование пальчиками. Развивать чувство
композиции.

Учить детей передавать настроение тихой
зимней ночи с помощью графики. Упражнять
в таких средствах выразительности, как
линия, штрих
Учить детей создавать выразительный образ
Ночной
сторож- филин
филина, используя технику тычка мятой
бумагой. Развивать умение пользоваться
выразительными
средствами
графики.
Закрепить навыки работы с данными
материалами.
Учить изображать снег, лёд и полярную ночь,
«Пингвины
на льдинах»,
используя гуашь различных цветов, смешивая
I занятие
её прямо на бумаге. Закрепить понятие о
(снег,
лёд
и холодных цветах. Упражнять в аккуратном
полярная ночь)
закрашивании всей поверхности листа,
изображать пористые облака с помощью
печати поролоном. Листы
Пингвины
на Совершенствовать умение в смешивании
льдинах
белой и чёрной краски прямо на листе
бумаги. Учить рисовать семью пингвинов,
передавая разницу в величине птиц.
Развивать умение отображать в рисунке
несложный сюжет.
Учить детей при помощи круглых предметов
Фантастическая
планета»
создавать
фантастический
рисунок
«Зимняя ночь»

11

12

13

14

15

6

Тонированная или белая
бумага, жёсткая кисть,
гуашь поролон.тампоны,
эскизы, фото, тарелка, для
печати.
Набрызг,
печать
поролоном по трафарету
Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
Бумага
формата
А3,
кисти, гуашь, трафареты,
поролоновые
тампоны,
жёсткая кисть, эскизы,
иллюстрации
Монотипия.
Рисование
пальчиками Лист формата
А4,
тёмно-голубого,
тёмно-серого,
фиолетового
цветов,
чёрная и белая гуашь в
мисочках,
салфетки,
эскизы, иллюстрации
Монотипия.
Рисование
пальчиками Лист формата
А4,
тёмно-голубого,
тёмно-серого,
фиолетового
цветов,
чёрная и белая гуашь в
мисочках,
салфетки,
эскизы, иллюстрации
Чёрно – белый граттаж
Свеча, мыло. Заострённая
палочка,
эскизы,
иллюстрации.
Тычок мятой бумагой,
ватные палочки, мятая
бумага, чёрная гуашь,
иллюстрации, эскизы.

Печать поролоном гуашь,
кисть,
поролоновые
тампоны.

Подготовленные
пейзажи, гуашь,
иллюстрации

ранее
кисти,

Пластиковые баночки для
оттиска, ватные палочки

необычной планеты. Развивать воображение,
творчество. Плотная бумага с шершавой
поверхностью,
Закрепить умения
детей создавать
Провожаем
Старый
и выразительный образ животного, используя
встречаем
технику тычка мятой бумагой. Развивать
новый символ
умение
составления
композиции
года
пользоваться выразительными средствами
графики.
Закрепить навыки работы с различными
Итоговое занятие
Тема по выбору материалами.
детей

16

17

Тычок мятой бумагой,
ватные палочки, мятая
бумага,
гуашь,
иллюстрации, эскизы.

Тычок мятой бумагой,
ватные палочки, мятая
бумага,
гуашь,
иллюстрации, эскизы.

Учебный (тематический) план для 2 класса:
№п/п

Название раздела, темы

Декоративное рисование
«Вспоминаем лето».
Декоративное рисование
цветочной композиции»
«Цветы для Мамы»
«Волшебные нитки»
«Рисуем мультяшных
героев»
2 Натюрморт
«Натюрморт с
виноградной гроздью»
«Натюрморт «Корзина с
яблоками»
3 Сюжетное рисование
«Дальние страны»
«Космические фантазии!
«Веселые снеговики»
«здравствуй, здравствуй,
Новый год!!!»
4 Пейзаж
«Фруктовый сад»
«Очей очарованье»
«Зимний пейзаж»
5 Планета животных
«Лохматый друг»
«Забавные зверушки»
6 Итоговое занятие
Итого.
1

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

4

0,5

3,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

2

0,25

1,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

4

0,25

3

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,25

2,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,25

1,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

2,5

1
14,5

1
17

Содержание учебного (тематического) плана для 2 класса:
№
1

тема
«Вспоминаем
лето».
Декоративное
рисование
цветочной
композиции

цели
Закрепить технику тычкования

7

материалы
Карандаш,
ватные
палочки, гуашь

2

3

4

5

6

7

8

9-10

11

12-13

14

15

Натюрморт
с Закрепить умение использовать технику
виноградной
рисования
пальчиком
Развивать
гроздью
пространственное мышление.
Натюрморт
Познакомить детей со смешанной техникой
«Корзина
с рисования и аппликации, используя различные
яблоками»
материалы
Фруктовый сад
Закрепить умение использовать технику «старая
форма – новое содержание» - рисование
(ладошкой
и
пальчиком
Развивать
пространственное мышление.
«Очей
Продолжать закреплять умение использовать
очарованье»
технику «старая форма – новое содержание» (осенний пейзаж) рисование
(ладошкой
Развивать
пространственное мышление.
Сюжетное
Продолжать закреплять умение использовать
рисование
технику «старая форма – новое содержание» «Дальние
рисование Учить передавать в рисунке
страны»
характерные особенности пустыни, Африки и
т.д.Развивать пространственное мышление.
Забавные
Продолжать закреплять умение использовать
зверушки
технику «старая форма – новое содержание» рисование Учить передавать в рисунке образы
тех или иных животных с помощью пририсовки
к оттиску от пальца характерные особенности
«Лохматый друг» Освоение техники «Припечатка». Это рисование
животных тампоном, сделанным из ткани,
внутри которого помещена вата.
Цветы для Мамы Познакомить
детей
с
техникой
пластилинография. Учить создавать объемную
композицию.
«Волшебные
Познакомить детей с нетрадиционной техников
нитки»
рисования нитью, смоченной в краске.
Развивать воображение, фантазию

Рисуем
мультяшных
героев
Зимний пейзаж

«Космические
фантазии!

16

«Веселые
снеговики»

17

«Здравствуй,
здравствуй,
Новый год!!!

Ватные
гуашь

диски,

клей,

Акварель, гуашь

Краски,
палочки

заточенные

Сюжетные
картинки.
Бумага, краски

Предметные картинки с
изображением животных,
бумага. краски

Ткань, вата, акварель

Кусочки ДВП,
пластилин, стека.

яркий

нитки № 10, нарезанные
по 20-25 см; акварель или
цветная гуашь;
2 листа бумаги
(тонированной или
белой).
Познакомить детей с техникой кляксография. Акварель,
трубочки,
Развивать фантазию и воображение
зубочистки
Познакомить детей с нетрадиционной техников Парафиновые
свечи,
рисования с использованием свечи, мыла, клея. канцелярский
клей,
Развивать воображение, фантазию
кусочки мыла, поролон,
краски
Познакомить детей с нетрадиционной техников Пластиковые
баночки,
рисования оттиска
различными формами. крышки, формочки для
Развивать воображение, фантазию
печенья и т.д. Гуашь,
тонированная бумага
Продолжать знакомить детей со смешанной Ватные диски, цветная
техникой рисования и аппликации, используя бумага,
краски,
различные материалы
тонированная бумага
Закрепить умение детей работать в смешанной Цветной картон, цветная
техникой рисования и аппликации, используя бумага, вата, палочки
различные материалы

8

Учебный (тематический) план для 3 класса:
№п/п
1

2

3

4

5

Название раздела, темы
Натюрморт
Осенний букет с веткой
рябины
Лесной натюрморт
Тюльпаны.
Первоцветы
Пейзаж
Звёздное небо.
Осенний пейзаж
Закат на море
Ночной город
Зимний пейзаж
Сюжетное рисование
«Зоопарк»
Африка.
Коллективная
работа
«Волшебные ладошки.
Дерево дружбы»
Полет фантазии
Моё имя. ( набрызг)
На что похоже?
(многоугольники, круги)
Загадки
Ниткография
Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практика
5
0,5
4,5

Формы контроля
Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

5

1

4

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,5

2,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей
Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

3

0,5

2,5

17

2,5

14,5

Содержание учебного (тематического) плана для 3 класса:
№
1

2

3

4

5

тема
Осенний букет с
веткой
рябины
(пальцевая
живопись, оттиск,
примакивание)
Волшебные
ладошки.
Дерево
дружбы
(коллективная
работа)
Звёздное
небо.
(рисование свечей)

цели
материалы
Учить детей работать с разными материалами Опавшие листья, краска,
(листьями). Развивать стойкий интерес к кисти, бумага.
рисованию,
воображение.
Воспитывать
аккуратность
Развивать фантазию детей, умение воплотить Бумага, краски.
в рисунке своё видение предмета.

Показать, что рисовать можно не только
красками. Закрепить умение составлять
простые
узоры.
Развивать
чувство
композиции. прорисовать свечой звёзды,
планеты, кометы, покрыть сверху чёрной или
фиолетовой акварелью.
Осенний пейзаж ( Познакомить с техникой монотипии.
Развивать у детей чувство гармонии и
монотипия)
красоты, восприятие цвета.
воображение,
координацию
Моё имя. ( набрызг) Развивать
движения. Развивать интерес к рисованию.
Развивать мускулатуру пальцев, глазомер.
Дать
детям
возможность
испытать
9

Краски, бумага, кусочки
свечки.

Бумага, акварель.

Трафареты букв,
щётка, краски.

зубная

6

На что похоже?
(многоугольники,
круги)

7

Зоопарк.
(волшебные
ладошки)

8

Стрекозы.
(рисование мылом)

9

Лесной натюрморт
(грибы и ягоды).
Граттаж

10

11

12

13

14

15

16

17

положительные эмоции при выполнении
рисунка.
Развивать наблюдательность. Учить детей
создавать интересные образы, фантазировать.
Попросить детей подумать и дорисовать
необходимые детали, чтобы получился
интересный рисунок.
Развивать воображение, Учить создавать
галерею персонажей, добавляя к оттиску
ладошки нужные элементы и детали
Учить
детей
рисовать
мылом
на
тонированной бумаге. Учить составлять
композицию, дополняя основные компоненты
рисунка своими деталями.
Познакомить детей с новой техникой
«граттаж» со способом выделения рисунка
путем процарапывания.
Подготовка листа: тонировка, покрытие
парафином
Нанесение нужного рисунка, процарапывание

Лесной натюрморт
(грибы и ягоды).
Граттаж
Загадки.
Развивать
воображение,
ассоциативное
мышление, мелкую моторику, координацию
Ниткография
движения рук.
Закат
на
море. Учить детей видеть красоту окружающего
мира. Развивать воображение, используя
Мятая бумага
эффект мятой бумаги
Африка. Трафарет. Учить детей видеть красоту окружающего
мира. Развивать воображение, фантазию,
кругозор
Ночной
город. Закрепить умение рисовать свечой. Показать
детям, что свеча помогает «оживить»
Рисование свечей
рисунок, придать ему объёмность, блеск.
Зимний
пейзаж. Развивать
воображение,
координацию
движения. Развивать интерес к рисованию.
Набрызг.
Развивать мускулатуру пальцев, глазомер.
Дать
детям
возможность
испытать
положительные эмоции при выполнении
рисунка.
Тюльпаны.
Закрепить умение рисовать свечой. Показать
детям, что свеча помогает «оживить»
Рисование свечей.
рисунок, придать ему объёмность, блеск.
Первоцветы. Оттиск Учить детей видеть красоту окружающего
мира. Развивать воображение, используя
мятой газетой
эффект мятой бумаги
Учебный (тематический) план для 4 класса:

№п/п
1

2

Название раздела, темы
Натюрморт
Букет
Осенняя ветка
Натюрморт « Изобилие»
Пейзаж

Количество часов

Бумага, краски.

Бумага, краски.

Тонированная
(чёрная), белый
мыла.

бумага
кусочки

Бумага,
чёрная
зубочистки,
восковые мелки.

Бумага,
чёрная
тушь,
зубочистки,
свечи,
восковые мелки
Нитки № 10, цветная тушь
или гуашь, белая бумага.
Бумага, акварель

Бумага. Краски. Шаблоны,
губка
Бумага, акварель, свеча

Трафареты
деревьев,
зубная щётка, краски.

Бумага, акварель, свеча

Бумага. Краски, газета

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

5

0,5

4,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,25

2,75

Просмотр детских работ и

10

тушь,
свечи,

3

4

5

Осенний пейзаж
Космос
Зимушка
Сюжетное рисование
Вспоминаем лето
Веселые снеговики
Любимые мультяшки
Фантазируем!
Волшебные нитки
Калейдоскоп
Волшебный рисунок
Планета животных
Мой котенок
Семейка ёжиков
Плюшевый медвежонок
итого

анализ деятельности детей

3

0,25

2,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,25

2,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,25

2,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

17

2,5

15,5

Содержание учебного (тематического) плана для 4 класса:
дата
1

2

3

4

5

6

7

8

тема
Вспоминаем лето (набрызг)

цели
Закрепить
умение
использовать
технику «старая форма – новое
содержание»
Изготовление
трафаретов для будущей композиции
Вспоминаем лето
Закрепить
умение
использовать
(набрызг)
технику «старая форма – новое
содержание»
Развивать
пространственное мышление.
Букет ( картон, мятая бумага)
Продолжать
закреплять
умение
использовать технику «старая форма –
новое содержание» - рисование
(сложенным картоном и мятой
бумагой. Развивать пространственное
мышление.
Осенняя ветка
Познакомить с техникой раздувания
краски
из трубочки. Закрепление
техники тычкования.
Осенний пейзаж
Закрепить
умение
использовать
технику
рисования
«оттиск
ладошкой».
Развивать
пространственное мышление.
Натюрморт « Изобилие»
Продолжать
закреплять
умение
(набрызг,
пальчиковое использовать технику «старая форма –
рисование)
новое содержание Учить передавать в
рисунке характерные особенности
формы овощей и фруктов
Натюрморт
«Изобилие» Продолжать
закреплять
умение
(набрызг,
пальчиковое использовать технику «старая форма –
рисование
новое содержание» - рисование Учить
передавать в рисунке образы тех или
иных
животных
с
помощью
пририсовки к оттиску от пальца
Волшебные нитки
Освоение новой техники рисования
(рисование нитью № 10)
нитью.,смоченной в краске Развивать
фантазию, воображение
11

материалы
Картон, ножницы,
трафареты

Гуашь, зубная
трафареты

щетка,

Краски,
картон,
бумажные салфетки

Гуашь,
трубочки.
Бумажная салфетка
Акварель, гуашь

Предметные
картинки,
простой карандаш

Гуашь, акварель зубная
щетка, трафареты

нитки № 10, нарезанные
по 20-25 см;
акварель или цветная

гуашь;
2 листа бумаги
(тонированной или
белой).
9 Мой котенок
Освоение техники «Припечатка». Это Предметные картинки с
(рисование ватным тампоном)
рисование
животных
тампоном, изображением животных,
сделанным из ткани, внутри которого ткань, вата
помещена вата.
10 Плюшевый
медвежонок Познакомить детей с нетрадиционной Карандаш, гелевые ручки
(рисование текстом)
техников
рисования
текстом.
Развивать воображение,
11 Калейдоскоп
Продолжать учить детей выполнять Гуашь
пластиковый
(трафарет
пластиковый работы с помощью подручного стакан, крышки ( любые
стаканчиком)
материала, предварительно готовить предметы
круглой
лист ( тонировать) Познакомить детей формы)
с нетрадиционной техников рисования
оттиска различными формами.
12 Космос (трафарет пластиковый Продолжать учить детей выполнять Гуашь
черного,
стаканчиком)
работы с помощью подручного фиолетового,
синего
материала, предварительно готовить цвета,
пластиковый
лист ( тонировать) Познакомить детей стакан, крышки ( любые
с нетрадиционной техников рисования предметы
круглой
оттиска различными формами.
формы)
13 Любимые мультяшки (техника Познакомить детей с нетрадиционной Заготовки из открыток,
коллаж)
техников
коллажрисования
и старых журналов, клей.
аппликации, используя различные краски
материалы
14 Семейка
ёжиков
(набрызг, Закрепить умение детей работать в Ватные диски, цветная
рисование вилкой)
смешанной техникой рисования и бумага,
краски,
аппликации, используя различные тонированная
бумага.
материалы
Одноразовые вилки
15 Зимушка
Закрепить умение детей работать в Цветной картон, цветная
(рисование
вилкой смешанной техникой рисования и бумага, вата, палочки
+примакивание)
аппликации, используя различные
материалы
16 Волшебный рисунок (свеча, Познакомить детей с нетрадиционной Парафиновые
свечи,
мыло)
техников рисования с использованием канцелярский
клей,
свечи,
мыла,
клея.
Развивать кусочки мыла, поролон,
воображение, фантазию
17 Веселые снеговики (ватные Закрепить технику «набрызг»
Тонированная
бумага,
диски)
белая гуашь. Ватные
диски, зубная щетка
Педагог оставляет за собой право изменять виды изделий при выполнении детьми практической работы
по всем темам программы (с учётом пожеланий детей, тематикой выставок в отделе).
1.4 Планируемые результаты
достижение учащимися следующих

Программа обеспечивает
личностных, метапредметных
предметных результатов.
Личностные УУД:
 формирование уважительного отношения к иному мнению;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
12

и

Метапредметные УУД:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе
с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2. Сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в
специфических формах художественной деятельности нетрадиционного рисования.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
 Учебный кабинет со столами и стульями.
 Ноутбук – 1
 Проектор – 1
 Экран – 1
 Колонки – 1
 Гуашь (12 цветов).
 Набор кистей
 Палитры
 Банки для воды, тряпки для кистей.
 Простые карандаши, ластики.
 Бумага для гуаши формата А4 .
 Клеёнка, тряпка.
 Влажные и бумажные салфетки для рук,
 Цветная бумага, картон серый (белый), цветной.
 Акварельные краски
 Фломастеры (12 цветов),
 Природный материал (осенние листья, засушенные цветы).
 Ватные палочки, трубочки для коктейля, нитки № 10, Свечи, зубные щетки, пластиковые колпачки,
рулон белой туалетной бумаги, газеты и т.д.
Кадровое обеспечение:
Педагог запланировал обучение на август 2021 года по дополнительной профессиональной программе
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Применение педагогом современных методов
обучения и воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует максимальному погружению
членов объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих способностей
педагог использует активные методы, приемы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы:
 Книжные иллюстрации,
 Репродукции работ художников (серия «Великие русские живописцы» и «Великие художники», альбом
«Русская пейзажная живопись. Времена года», демонстрационные материалы «Картины русских
художников»)
 Наборы тематических картинок.
13

2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя
меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают
положительные результаты занятий.
Методы отслеживания результативности обучения:
 педагогическое наблюдение;
 наблюдение динамики развития интереса или мотивов деятельности;
 анализ продуктов творческой деятельности
 сравнение работ на начальном этапе и в конце учебного года.
Учитывая краткосрочность реализации программы, применяется безотметочное оценивание результатов
деятельности детей. Оценивание освоения дополнительной общеобразоватеиьной программы осуществляется
в словесной форме по следующим критериям:
умение использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности,
самостоятельность в выборе техник, материалов и цвета в изобразительной деятельности; умение определять
жанр картины; развитие композиционных умений;
аккуратность выполнения работы;
Высокий уровень освоения программы:
Ребёнок умеет использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности
(выбирает изобразительные техники, материалы и цвет самостоятельно, быстро; передаёт характерные
особенности изображаемых предметов, доводит работу до логического конца); композиционно правильно
размещает изображение на листе; аккуратно выполняет работу; легко определяет, к какому жанру относится
каждая картина,
Средний уровень освоения программы:
Ребёнок недостаточно умеет использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах
деятельности (выбирает техники, цвета и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе;
испытывает затруднения в передаче различий в величине и других характерных особенностей изображаемых
предметов, присутствует незаконченность работы); есть неточности в композиционном размещении
изображения и в передаче формы и частей изображения; работа выполнена недостаточно аккуратно;
испытывает затруднения в определении жанра картины.
Низкий уровень освоения программы:
Ребёнок не умеет использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности,
предпочитает использовать минимальное количество цветов, техник и материалов (выбирает техники и
материалы с помощью педагога; не передаёт различия в величине изображаемых предметов, работа не
закончена); значительные искажения в композиционном расположении изображения на листе и в передаче
формы и частей изображения (при активной поддержке педагога определяется в выборе композиционного и
цветового решений); работа выполнена неаккуратно; испытывает большие затруднения в определении жанра
картины.

14

3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Кашникова ЕВ, Оригинальные техники в изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет:
пособие для воспитателей и внимательных родителей - СПб.: КАРО, 2013,
2. Колдина Д,Н, Рисование С детьми 5-6 лет, Конспекты занятий, — М, , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005. 14-32 с.
4. Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - М.: Европейский дом. - 2000. - 382с.
5. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972
Список литературы для учащихся (родителей):
6. Карлёнок ИВ. Чем заняться ребёнку вечером? — М.: Эксмо, 2017.
7. Немешаева Е. Художества без кисточки. — Ростов н\Д: Феникс, 2014,
8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. -М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
9. Фиона Уотт Энциклопедия юного художника, — Москва: РОБИНС, 2013.
Электронные ресурсы:
10.Картины, рисунки, художники, мастер-классы, мультфильмы, музыка: http:,¶www.youtube.com/
11.Школа рисования: http:'/www.mi]ori.center
12.Уроки рисования: www.u-sovenka.ru
13.Русский музей: www.rusmuseum.ru
14.Третьяковская галерея;
15.Эрмитаж: www.hermitagemuseum.org
16.Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО: http://festival.1september.ru/articles/501574/

15

Приложения
Приложение 1.
Примерный план занятий
1. Создание интереса и эмоционального настроя (стихи, сказки, загадки), знакомство с произведениями
изобразительного искусства, рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, наблюдение за
явлениями природы, напоминание о виденном ранее, игра);
2. Процесс работы начинается с рассматривания изображаемого предмета), советов педагога и
предложений детей по выполнению работы, показа приёмов изображения на отдельном листе Далее
дети приступают к созданию работы. Педагог объясняет и показывает только основные детали,
второстепенные ребёнок изображает самостоятельно. Педагог показывает детям удачно начатую работу,
направляет действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка (поделки)
дополнительными элементами педагог обращает внимание детей на выразительные средства (правильно
подобранные нужные цвета и интересные детали);
3. Рассматривание полученных работы (детским рисункам даётся только положительная оценка).
Поощрение индивидуальности. Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать
свои работы и работы других ребят, подмечать новые интересные решения

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».