ДОО «Движение — жизнь» (спортивно-физкультурное направление)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 16"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
НАЯ ШКОЛА № 16"
Утверждено
Приказ № ___
от «____» _______ 2023 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Березина А.Н.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,
АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН, СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16""", ОГРН=1026600580005,
СНИЛС=09721891906, ИНН ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901, E=ou16@mail.ru,
G=Анна Николаевна, SN=Березина, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-06 10:35:52
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«___» _________ 2023 г.
Протокол № _________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Движение – жизнь»
Возраст учащихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Суржиков И. А.

п. Сосновый Бор
2023

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы .................................................. 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ..................................................................... 5
1.3. Содержание общеразвивающей программы........................................................................ 7
1.4. Планируемые результаты .................................................................................................... 10
2. Организационно-педагогические условия ............................................................................ 11
2.1. Условия реализации программы ......................................................................................... 11
2.2. Формы аттестации/контроля ............................................................................................... 12
3. Список литературы ................................................................................................................. 12

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность – физкультурно-оздоровительная
Актуальность: обусловлена несколькими причинами:
- ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости;
- высокая умственная и психологическая нагрузка в школе;
- частые стрессовые состояния.
Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей
ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству
учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического
здоровья, которые решаются вследствие удовлетворения детей в активных формах
двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, духовное и нравственное
развитие учащихся. В наше время детский спорт и физкультура приобрели новое и весьма
важное социальное значение, являясь пропагандой здорового образа жизни.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
 Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приоритетный

проект

«Доступное

дополнительное

образование

для

детей»

(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по

дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденный

приказом

Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
3

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
 постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019

№

70-Д

персонифицированного

«Об

утверждении

финансирования

методических
дополнительного

рекомендаций
образования

«Правила
детей

в

Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 10 до 16 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 25 человек. В состав входят учащиеся с ОВЗ, одаренные дети и
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий:1 раз в неделю
Объем программы: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Формы реализации программы:
• Групповые практические занятия;
• Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
4

• Индивидуальные занятия с отдельными спортсменами;
• Самостоятельные тренировки по заданию тренера;
• Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;
• Участие в спортивных соревнованиях.
Перечень видов занятий:
№

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

1

Основы знаний (теоретическая подготовка)

2

2

Легкая атлетика

8

3

Гимнастика

5

4

Лыжная подготовка

5

5

Спортивные игры и подвижные игры

15

6

Контрольные упражнения и спортивные соревнования.

согласно плану спортивных
мероприятий

ИТОГО

35

Перечень форм подведения итогов:
учебная, учебно-тренировочная, модельная, соревнования.

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – укрепление здоровья учащихся, развитие знаний, двигательных умений и
навыков, повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их
умственных способностей, формирование стремления к здоровому образу жизни,
подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной
деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Обучение правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях
физкультурой и спортом;
• Формирование знаний об основах физкультурной деятельности;
• Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег,
прыжки и др.)
• Обучение игровой и соревновательной деятельности;
• Формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических
5

упражнений,

направленных

на

укрепление

здоровья,

коррекцию

телосложения,

формирование правильной осанки и культуры движений;
Развивающие:
• Совершенствование всестороннего физического развития: развитие силовых и
координационных способностей, выносливости, быстроты и ловкости;
• Формирование и совершенствование двигательной активности учащихся;
• Развитие быстроты реакции, в быстро изменяющихся игровых условиях;
• Развитие инициативы и творчества учащихся;
• Развитие умения самостоятельно мыслить и в дальнейшем самостоятельно
усовершенствовать приобретенные навыки;
• Овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью.
Воспитательные:
• Воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия;
• Воспитать умение работать в группе, команде;
• Воспитать психологическую устойчивость;
• Воспитание и развитие силы воли, стремления к победе;
• Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем
социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

6

1.3. Содержание общеразвивающей программы
№

1.

2.

3.
4.

5.

6.

Название темы

Дата
Кол- Оборудование
во
план
час.
Техника безопасности на занятиях в секции.
Спортивная
Понятие о физической культуре. Развитие 1
площадка,
бег.
физической культуры в современном обществе.
дорожка, свисток
Общеразвивающие
упражнения
Специальные
беговые упражнения (СБУ). Игра на внимание
«Класс смирно».
Гигиенические требования к спортивной одежде.
Спортивная
ОРУ. СБУ. Техника низкого и высокого старта. Бег 1
площадка, беговая
30м.
дорожка
Стартовый разбег. Бег по дистанции 60-80 м.
1
Спорт. пло- щадка,
бег, дорожка.
Бег 60 м. Техника метания малого мяча.
Спортивная
1
площадка,
бег.
дорожка
Метание м / м с разбега на дальность. Челночный
Спортивная
бег 3х10 м.
1
площадка,
бег.дорожка
Челночный бег 4х10 м. Прыжки в длину с места.
Спортзал, рулетка,
1
секундомер

7.

Тройной прыжок в длину с места. Бег в среднем
темпе 1000 м.

Спортзал, рулетка,
беговая дорожка.

8.

Правила игры «баскетбол». Стойки игрока. Ловля и 1
передачи мяча.

Спортзал, ворота,
баскетбольные
мячи, свисток
Спортзал, баскет.
мяч, свисток.

Передвижения баскетболиста с мячом и без мяча.
Броски в кольцо с места. Игра в баскетбол по
упрощенным правилам.
10. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. ОРУ.
Ведение баскетбольного мяча. Дальняя передача «в
отрыв». Двусторонняя
игра по упрощенным
правилам.
11. Передачи мяча в движении. Броски в кольцо с места,
в прыжке, после движения, после получения
передачи. Двусторонняя игра.
12. Взаимодействие баскетболистов в нападении.
Тактика нападения в баскетболе. Игра в стритбол.
9.

1

1

Спортзал,
баскетбольный
мяч, свисток

1

Спортзал, ворота,
баскет.
мяч,
свисток
Спортзал,
баскетбольный
мяч, свисток
Спортзал,
баскетбольный
мяч, свисток
Спортзал,
гимнастические
коврики
Спортзал,
гимн.

1

13. Тактика защиты в баскетболе. Взаимодействие 1
игроков в защите и нападении. Двусторонняя игра.
Техника безопасности на занятиях гимнастикой. 1
Двигательный режим дня. Строевые упражнения.
Упражнения на гибкость.
15. Совершенствование
строевых
упражнений. 1
14.

факт

7

16.

17.

18.

19.

Акробатические упражнения: Перекаты боком«Колесо», кувырок вперед.
Самостоятельные занятия физической культурой и
спортом. Закрепление акробатических упражнений:
перекаты боком, кувырок вперед. Кувырок назад,
мост, стойка на лопатках- девочки, стойка на головемальчики.
Акробатические упражнения: кувырки, стойка
«мост» из положения лежа, из положения стоя.
Стойки на лопатках(дев.) и голове (мал.) Подвижная
игра «День-Ночь».
Упражнения на гибкость. Совершенствование
акробатических упражнений. Подтягивание на
перекладине (мал.), в висе лежа (дев.).
Т.Б.
Инструкция
№5.
Лыжная
подготовка.
Передвижение на лыжах разными способами.
Прохождение дистанции 2 км

1

палки,
маты,
коврики.
Спортзал,
гимн.
маты, коврики.

1

Спортзал,
гимн.
маты, коврики

1

Спортзал,
гимнаст.стенка,
перекладины
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Школьный
стадион.
Лыжи,
лыжные ботинки,
палки.
Спортзал,
скакалки.

1

20.

Т.Б. Инструкция №5. Лыжная подготовка. 1
Передвижение на лыжах разными способами.

21.

Т.Б. Инструкция №5. Лыжная подготовка. 1
Технико-тактические действия при выполнении
спусков.

22.

Т.Б. Инструкция №5. Лыжная подготовка. 1
Передвижение на лыжах разными способами.
Прохождение дистанции 2 км

23. Лыжная подготовка. Т.Б. Инструкция №5. Лыжная 1
подготовка. Технико-тактические действия при
выполнении подъёмов. Подъём «Ёлочкой»
24. Лыжная подготовка. Т.Б. Инструкция №5. Лыжная 1
подготовка. Технико-тактические действия при
выполнении поворотов в движении. Прохождение
дистанции 2км
25. Лыжная подготовка. Т.Б. Инструкция №5. Лыжная 1
подготовка. Передвижение на лыжах разными
способами. Прохождение дистанции 2 км
26. Лыжная подготовка. Т.Б. Инструкция №5. Лыжная 1
подготовка. Подготовка к выполнению видов
испытаний (тестов) нормативов ВФСК ГТО.
Прохождение дистанции 2 км.
27. ОРУ. Висы и упоры. Упражнения в равновесии. 1
Совершенствование прыжков на скакалке.
28. ОРУ. Метание набивного мяча на дальность. 1
Комбинации в акробатике. Упражнения на
гимнастической стенке.

Спортзал,
набивные
мячи,
рулетка,
маты,
гимн. стенка
8

29. Техника безопасности на занятиях Волейболом.
Стойки волейболиста. Прием и передачи мяча
сверху, снизу.
30. ОРУ с мячом. Стойки и перемещения волейболиста.
«Зоны» на волейбольной площадке. Подвижная игра
«Горячая картошка»
31. ОРУ в движении. Прием мяча сверху, снизу двумя
руками, снизу одной рукой. Передача мяча снизу.
32. Передачи мяча в парах, тройках. Прямая подача
снизу. Учебная игра Волейбол.

1

1

1
1

33. Правила личной гигиены и здорового образа 1
жизни. ОРУ. Нижняя боковая подача. Передачи
мяча в двойках через сетку. Двусторонняя учебная
игра
34. ОРУ. Верхняя прямая подача. Прием подачи. 1
Двусторонняя игра.
35.

ОРУ в движении. Упражнения для развития 1
прыгучести. Верхняя боковая подача. Учебная ига.

Спортзал,
вол.
сетка,
мя
чи,
свисток.
Спортзал,
волейбол.
площадка,мяч
Волейбольная
площадка,мяч
Волейбольная
площадка,
сетка,
мячи, свисток
Волейбольная
площадка,
сетка,
мячи, свисток
Волейбольная
площадка,
сетка,
мячи, свисток
Волейбольная
площадка,
сетка,
мячи, свисток

Содержание программы
Основы знаний: Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в
современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного
образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и
спортом.

Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил

безопасного поведения на занятиях в секции. Основы знаний о физических упражнениях.
Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового
образа жизни. Утренняя гимнастика. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! Значение и
способы закаливания. Правила спортивных игр: Баскетбол, Волейбол, Футбол. Правила
самоконтроля. Правила страховки и самостраховки. Питание – необходимое условие для
жизни человека. Вредные привычки.
Баскетбол: стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча, ведение мяча
правой и левой рукой, бросок мяча одной и двумя с места и в движении; индивидуальные и
групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.
Футбол: удары по неподвижному и катящему мячу; удары внутренней стороной
стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы, передней частью подъема и подошвой, ведение мяча носком и наружной
стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра.
Волейбол: стойка игрока, верхняя, средняя, нижняя, передвижения игрока; верхняя
передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра. Прямой нападающий удар.
9

Одиночное блокирование. Двусторонняя игра.
Легкая атлетика: бег 60, 100, 200, 400, 1000, 1500 м; низкий старт и стартовый
разгон; челночный бег; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и длину с разбега,
тройной прыжок с места; метание мяча в цель и на дальность с разбега, передача эстафеты;
специальные беговые упражнения.
Гимнастика: Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с
предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д. Силовые упражнения. Преодоление
полосы препятствий по методу круговой тренировки.
Девочки – опорный прыжок согнув ноги, ноги врозь; висы и упоры, размахивание в
висе, подъем переворотом; акробатика: перекаты назад, стойка на лопатках, повороты в
сторону, два кувырка вперед, прыжок вверх прогнувшись, равновесие (бревно) – наскок в
упор стойка на левом колене; полушпагат, танцевальные шаги.
Мальчики – опорный прыжок, согнув ноги; висы и упоры – прыжок в вис углом, вис
стоя, оборот назад в упор, подъем разгибом, подъем переворотом: брусья – сед ноги врозь,
соскок махом назад. Акробатика - переворот боком; кувырок вперед и назад, стойка на
голове и на руках силой.
Лыжная подготовка (лыжные гонки):
Попеременный

двухшажный

и

одновременный

бесшажный

ходы.

Подъём

"полуёлочкой". Торможение «плуг».
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Занимающиеся должны:
Знать:
• Санитарно-гигиенические требования к занятиям в секции;
• Об основных способах и особенностях движения и передвижений человека;
• О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о
способах контроля за деятельностью этих систем;
• Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования
закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
• О причинах травматизма и правилах его предупреждения;
• Понимать, как правильно осуществляется самоконтроль за состоянием организма.
Уметь:
• Использовать самоконтроль за состоянием здоровья;
• Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики;

10

• Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на
развитие координации, гибкости, силы, быстроты и ловкости;
• Взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
• Владеть техникой перемещений во время игры;
• Подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
• Использовать различные тактические действия.
Результативность занятия учащихся в секции определяется с помощью:
1) Мониторинга

(постоянного

наблюдения

за

определенным

процессом

в

образования).
2) Экспресс - тестирования (спринт, отжимание и т. д.).
3) Оценки качества (учебные и контрольные нормативы).
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
• Спортивный зал при школе №16.
• Спортивная площадка при школе № 16.
• Баскетбольные щиты, волейбольная сетка, ворота для мини-футбола.
• Мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные, резиновые, теннисные, набивные
различной массы, малые для метания.
• Скакалки, стойки для обводки, гимнастические стенки, перекладины, гимнастические
маты, гимнастические скамейки, гантели, обручи, гимнастические палки, гимнастический
козел, гимнастические коврики.
• Секундомер, свисток, рулетка.
Кадровое обеспечение:
Педагог

прошёл

обучение

по

дополнительной

профессиональной

программе

«Педагогика дополнительного образования детей». Применение педагогом современных
методов обучения и воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приемы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы:
11

• Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях,
Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
• Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
• Учебник по Физической культуре

для учащихся 5-7кл. общеобразовательных

учреждений под ред. В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона.- М.: «Просвещение»,
2001.

2.2 Формы аттестации/контроля
Формы подведения итогов реализации программы: начальная, промежуточная,
итоговая. Показательные игры, участие в спортивных праздниках школы, открытые занятия
для родителей, участие в городских и районных соревнованиях, сдача нормативов Г Т О.
3.Список литературы
• Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
• Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И.
Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
• Настольная книга учителя физкультуры / под редакцией Л.Б. Кофмана / «Ф и С»
Москва 2008г.
• Б.Н.Минаев, Б.М. Шиян, «Основы методики физического воспитания школьников»
Москва, «Просвещение», 2011г.
• Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры. /
М.В.Видякин/ «Учитель» Волгоград 2007г.
• Новиков Ю. А. Общая физическая подготовка/ Ю. А. Новиков- М.: «Физкультура и
спорт», 2010 г.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».