ВД программа «Радость творчества» НОО

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по изобразительном творчеству «Радость творчества» имеет художественную
направленность.
Актуальность программы: Изобразительное искусство являются одним из важнейших средств познания мира, важной
частью художественного воспитания и развития ребѐнка и прежде всего его эмоциональной сферы. Занятия по программе
«Палитра» способствуют развитию художественно-творческих способностей детей, а также: наблюдательности, творческой
фантазии, мышления, мелкой моторики, усидчивости. Отличие данной программы от аналогичных заключается в выборе тем,
изобразительных материалов и методики.
Нормативно-правовая база:
Основания
создания
и
функционирования
навигатора
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области 66.pfdo.ru
Федеральный уровень:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.
№ 1726-р) (далее Концепция развития дополнительного образования детей);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11) (далее - Федеральный
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
приоритетный проект).
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
Региональный
DN:уровень:
C=RU, S=Свердловская область, STREET="
БЮДЖЕТНОЕ
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ
БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
Постановление
Правительства
Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461-ГТП «О региональном модельном центре
5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ СТРОЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
""
дополнительного
образования УЧРЕЖДЕНИЕ
детей Свердловской
области»;
ЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
Постановление
Правительства
УЧРЕЖДЕНИЕ
" ИНН
ЮЛ=6602007580,
ИНН=660202228901, Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503-ПП «О системе персонифицированного
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕобразования детей на территории Свердловской области»;
СРЕДНЯЯ
финансирования дополнительного
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
Приказ Министерства
и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об
Основание: я подтверждаю образования
этот документ
Местоположение: место вашего подписания
Дата: 2023-10-22 20:59:28
ЛЬНАЯутверждении
ШКОЛА № Концепции
16"Foxit Reader Версия:развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
9.6.0
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области».
Основания для проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ JS« 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее - СанПиН).
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
Виды деятельности детей на занятиях:
Исследование и экспериментирование с материалами и инструментами: гуашь, пастель, акварельные краски, карандаши,
бумага, кисточки, клей ПВА и др.; использование различных изобразительных техник, в том числе нетрадиционных: оттиск,
тычковое рисование, пальцеграфия, кляксография; обучать технике рисования «по сырому», граттаж, пластилинография,
набрызг, тиснения, оттиски разными материалами, монотипия, рисование пластилином, «по сырому» и т.д.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет
Срок реализации программы - 4года, объѐм программы —136 ч
Формы обучения и виды занятий: групповые, практические занятия, беседа, игра, фронтальная и индивидуальная работа в
рамках групповой, участие в выставках.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Продолжительность занятия - 40 минут с обязательным
перерывом в виде физкультминутки В это же время входят подготовка детей к занятию и уборка ими своего рабочего места в
конце занятия,
Цель программы: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных
способностей, путѐм экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формировать
эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи:
1. Художественно – эстетические:
развивать художественное восприятие жизни;
уточнять представления об окружающем мире;

развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе
изобразительных материалов.
2. Задачи на приобретение изобразительного мастерства: развивать умение передавать форму, строение предмета и его
частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тѐплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной
тональности; разные пропорции предметов
развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
3. Задачи на формирование технических навыков:
закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
обучать технике рисования «по сырому», граттаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и
школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
4. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
научить различать жанры живописи;
развивать художественно – эстетический вкус.
5. Воспитательные:
развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
6. Речевые: развивать у детей планирующую функцию речи.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
• бумага для черчения формата А4 и А3;
• гуашевые, акварельные, акриловые краски;
• пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь, поролон, трафареты;
• цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
• салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
• соль, мука, клей ПВА;
Планируемый результат:
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
 формирование уважительного отношения к иному мнению;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные УУД:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности нетрадиционного рисования.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.

2

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на
уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные
результаты занятий;
Формы деятельности: выставки, конкурсы, наблюдения, заочные экскурсии.
Учебный план блока 7-летних детей 17 ч. ( 1 ч. в неделю)
Название

раздела, темы

Количество часов
Всего

Практика

0,25

0,75

Просмотр
и обсуждение.
Упражнение

1

0,25

0,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

0,5

0,95

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

Техника «Тычкование»
«Птица»
«Рыбки»
«Я люблю пушистое,
я люблю колючее»
«Я шагаю по ковру из
осенних листьев»
5,
Набрызг и печать по трафарету.
«Звѐздное небо»
«Зима. Север»
6.
Монотипия. Рисование
пальчиками
«Поздняя осень»
«Первый снег»

4

1

3

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

4

0,25

3,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

2

0,25

1,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

Граттаж Линия. Стрих
«Зимняя ночь»,

1

0,75

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1.
2.

3.

Волшебные краски Материалы для
работы Летний луг

Теория

Формы контроля

1

Симметрия и ассиметрия
Бабочки, которых я
видел летом
Групповая работа
«Осенний пейзаж»,

4.

7

8. Сюжетное рисование
«Пингвины
на льдинах»,
«Фантастическая планета»
«Провожаем
Старый и встречаем
новый символ года»
Итоговое занятие

0,25

4

4

Фронтальный опрос,
выставка

1
Итого:

Выставка

17

3,25

13,75

Содержание программы кружка «Радость творчества» для 1 класса
№
занятия
1
2

3

содержание

Летний луг
Бабочки,
которых я
видел летом»

«Осенний
пейзаж»,

цели

материалы

Закрепить ранее полученные знания
Акварель, печать по трафарету
Закрепить умение использовать технику «старая
Силуэты симметричных и
форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми несимметричных предметов, лист
пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). бумаги, гуашь, карандаш
Познакомить детей с симметрией
(на примере
бабочки). Развивать пространственное мышление.
Закрепить
умение
вырезать
листья
и
Тычкование Ножницы, клей,
приклеивать их на деревья, приѐм – тычкование. карандаш, квадраты (2*2 см) из

3

4

«Птица»

5

«Рыбки»

6

«Я шагаю по
ковру из
осенних листьев

7

10

«Я люблю
пушистое,
я
люблю
колючее»

8

«Звѐздное небо»

9

«Поздняя осень»

«Первый снег»

«Зимняя ночь», II

11

12

13

14

Ночной
сторож- филин

«Пингвины
на льдинах»,
I занятие
(снег,
лѐд
полярная ночь)

и

Пингвины
на
льдинах», II занятие
(пингвины

15

Фантастическая
планета»

16

Провожаем
Старый
встречаем
новый символ
года

и

Учить делать ѐжика, грибочки для него. Развивать газетной
бумаги,
красная,
чувство композиции.
коричневая, белая бумага для
грибов, листья, изготовл. на пред.
занятии
Закрепить умение пользоваться техниками
Карандаш, гуашь, ватные
«тычок ватной палочкой
палочки
Закрепить умение пользоваться техниками
Карандаш, гуашь, ватные
«тычок ватной палочкой»
палочки
Закрепить умение работать с техникой печати по
Листы формата А3 чѐрн.цвета,
трафарету.
Развивать
цветовосприятие.
Учить опавшие листья, гуашь, кисти,
смешивать краски прямо на листьях или тампоном поролонов. тампоны, трафареты.
при печати
Совершенствовать умение детей в различных
Тычок жѐсткой кистью, оттиск
изобразительных техниках. Учить отображать в скомканной бумагой, поролоном
рисунке облик животных наиболее выразительно. Тонированная или белая бумага,
Развивать чувство композиции. Закрепить умение жѐсткая
кисть,
гуашь
пользоваться техниками «тычок жѐсткой полусухой поролон.тампоны, эскизы, фото,
кистью», «печать смятой бумагой».
тарелка, для печати.
Учить детей создавать образ звѐздного неба,
Набрызг, печать поролоном по
используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету Упражнять в рисовании с
трафарету. Развивать цветовосприятие.
помощью данных техник. Бумага
формата
А3,
кисти,
гуашь,
трафареты, поролоновые тампоны,
жѐсткая
кисть,
эскизы,
иллюстрации
Учить рисовать дерево без листьев в технике
Монотипия.
Рисование
монотипии, сравнивать способ его изображения с пальчиками Лист формата А4,
изображением дерева с листьями. Закрепить умение тѐмно-голубого,
тѐмно-серого,
изображать снег, используя рисование пальчиками. фиолетового цветов, чѐрная и белая
Развивать чувство композиции.
гуашь в мисочках, салфетки,
эскизы, иллюстрации
Закрепить умение изображать снег, используя
Монотипия.
Рисование
рисование
пальчиками.
Развивать
чувство пальчиками Лист формата А4,
композиции.
тѐмно-голубого,
тѐмно-серого,
фиолетового цветов, чѐрная и белая
гуашь в мисочках, салфетки,
эскизы, иллюстрации
Учить детей передавать настроение тихой
Чѐрно – белый граттаж Свеча,
зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких мыло. Заострѐнная палочка, эскизы,
средствах выразительности, как линия, штрих
иллюстрации.
Учить детей создавать выразительный образ
Тычок мятой бумагой, ватные
филина, используя технику тычка мятой бумагой. палочки, мятая бумага, чѐрная
Развивать умение пользоваться выразительными гуашь, иллюстрации, эскизы.
средствами графики. Закрепить навыки работы с
данными материалами.
Учить изображать снег, лѐд и полярную ночь,
Печать поролоном гуашь,
используя гуашь различных цветов, смешивая еѐ кисть, поролоновые тампоны.
прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных
цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей
поверхности листа, изображать пористые облака с
помощью печати поролоном. Листы
Совершенствовать умение в смешивании белой
Подготовленные
ранее
и чѐрной краски прямо на листе бумаги. Учить пейзажи,
гуашь,
кисти,
рисовать семью пингвинов, передавая разницу в иллюстрации
величине птиц. Развивать умение отображать в
рисунке несложный сюжет.
Учить детей при помощи круглых предметов
Пластиковые баночки для
создавать фантастический рисунок необычной оттиска, ватные палочки
планеты. Развивать воображение, творчество. Плотная
бумага с шершавой поверхностью,
Закрепить
умения
детей
создавать
Тычок мятой бумагой, ватные
выразительный образ животного, используя технику палочки, мятая бумага, гуашь,
тычка мятой бумагой. Развивать умение составления иллюстрации, эскизы.
композиции
пользоваться
выразительными

4

средствами графики.
Итоговое занятие
Закрепить навыки
Тема по выбору материалами.
детей

17

Все
го

2

3

4

5

6

1

различными

Теори

Тычок мятой бумагой, ватные
палочки, мятая бумага, гуашь,
иллюстрации, эскизы.

Формы контроля

Практика

я

Декоративное рисование
«Вспоминаем лето».
Декоративное рисование
цветочной композиции»
«Цветы для Мамы»
«Волшебные нитки»
«Волшебные нитки»
«Мое имя»
«Игрушки»
«Рисуем мультяшных
героев»
«Поздравим наших пап»
«Расписные прянички»
Натюрморт
«Натюрморт с
виноградной гроздью»
«Натюрморт «Корзина с
яблоками»
«Бытовой натюрмрт»
«Бытовой натюрморт»
Сюжетное рисование
« Дальние страны»
«Космические
фантазии!
«Веселые снеговики»
«дравствуй, здравствуй,
Новый год!!!»
«Домик для муравья»
«Опята на пеньке»
«Ночной город»
«Далекое и близкое»
Пейзаж
«Фруктовый сад»
«Очей очарованье»
«Я стою под березой»
«Зимний пейзаж»
«Лодочка,плыви…»
«Первая листва!
«Тюльпаны, гиацинты»
«Первоцветы радуют
нас»
Планета животных
«Лохматый друг»
«Забавные зверушки»
«Панда»
«Белочка на ветке»
Итоговое занятие

9

2

7

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

4

1

13

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

7

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

Итого.

17

8

1

8

1,25

6,75

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

4

0,25

2,75

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

1

1
2,5

Содержание программы кружка «Радость творчества» 2 класс
дата

с

Учебный план блока 8-летних детей
(34 ч.: 1 час в неделю,)
Количество часов

Название раздела, темы

1

работы

тема
«Вспоминаем

Цели
Закрепить технику тычкования

5

14,5

34 часов
материалы
Карандаш, ватные палочки,

2

3

4

5

6
7

8

9-10
11

12-13
14

15

16

17

18

19

20
21
22

23

24

25

лето». Декоративное
рисование цветочной
композиции
Натюрморт с
Закрепить умение использовать технику рисования
виноградной
пальчиком Развивать пространственное мышление.
гроздью
Натюрморт
Познакомить детей со смешанной техникой
«Корзина
с рисования и аппликации, используя различные
яблоками»
материалы
Фруктовый сад
Закрепить умение использовать технику «старая
форма – новое содержание» - рисование (ладошкой и
пальчиком Развивать пространственное мышление.
«Очей
Продолжать закреплять умение использовать
очарованье»
технику «старая форма – новое содержание» - рисование
(осенний пейзаж)
(ладошкой Развивать пространственное мышление.
«Поздравим наших
Познакомить детей с техникой пластилинография.
пап»
Учить создавать объемную композицию.
Забавные
Продолжать закреплять умение использовать
зверушки
технику «старая форма – новое содержание» - рисование
Учить передавать в рисунке образы тех или иных
животных с помощью пририсовки к оттиску от пальца
характерные особенности
«Лохматый
Освоение техники «Припечатка». Это рисование
друг»
животных тампоном, сделанным из ткани, внутри
которого помещена вата.
Цветы
для
Познакомить детей с техникой пластилинография.
Мамы
Учить создавать объемную композицию.
«Волшебные
Познакомить детей с нетрадиционной техников
нитки»
рисования нитью, смоченной в краске. Развивать
воображение, фантазию
Рисуем
мультяшных героев
Зимний пейзаж

гуашь

Ватные диски, клей, гуашь

Акварель, гуашь

Краски, заточенные палочки

Сюжетные картинки. Бумага,
краски
Предметные
картинки
с
изображением животных, бумага.
краски

ткань, вата, акварель

Кусочки
ДВП,
яркий
пластилин, стека.
нитки № 10, нарезанные по
20-25 см;
акварель или цветная гуашь;
2 листа бумаги
(тонированной или белой).
Акварель,
трубочки,
зубочистки
Парафиновые
свечи,
канцелярский клей, кусочки мыла,
поролон, краски
Пластиковые
баночки,
крышки, формочки для печенья и
т.д. Гуашь, тонированная бумага
Ватные
диски,
цветная
бумага,
краски,
тонированная
бумага
Цветной
картон,
цветная
бумага, вата, палочки

Познакомить детей с техникой кляксография.
Развивать фантазию и воображение
Познакомить детей с нетрадиционной техников
рисования с использованием свечи, мыла, клея.
Развивать воображение, фантазию
«Космические
Познакомить детей с нетрадиционной техников
фантазии!
рисования оттиска различными формами. Развивать
воображение, фантазию
«Веселые
Продолжать знакомить детей со смешанной
снеговики»
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
«Здравствуй,
Закрепить умение детей работать в смешанной
здравствуй, Новый техникой рисования и аппликации, используя различные
год!!!
материалы
Бытовой натюрмотр
Познакомить детей со смешанной техникой
Ватные диски, клей, гуашь
рисования и аппликации, используя различные
материалы
Бытовой натюрморт
Познакомить детей со смешанной техникой
Ватные диски, клей, гуашь
рисования и аппликации, используя различные
материалы
Волшебные нитки
Познакомить с техникой «нткография». Развивать
Гуашь, нитки № 10
фантазию
Мое имя
Познакомить с техникой «набрызг»
Зубные щетки
«Домик для
Закрепить умение детей работать в смешанной
Сюжетные картинки. Бумага,
муравья»
техникой рисования и аппликации, используя различные краски
материалы
«Опята на пеньке»
Закрепить умение детей работать в смешанной
Сюжетные картинки. Бумага,
техникой рисования и аппликации, используя различные краски
материалы
«Ночной город»
Закрепить умение детей работать в смешанной
Сюжетные картинки. Бумага,
техникой рисования и аппликации, используя различные краски
материалы
«Далекое и близкое»
Закрепить умение детей работать в смешанной
Сюжетные картинки. Бумага,

6

техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
«Лодочка,плыви..»
Закрепить умение детей работать в смешанной
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
«Первоцветы радуют
Закрепить умение детей работать в смешанной
нас»
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
«Тюльпаны,
Закрепить умение детей работать в смешанной
гиацинты»
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
«Первая листва!
Закрепить умение детей работать в смешанной
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
«Панда»
Закрепить умение детей работать в смешанной
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы « тычкование»
«Белочка на ветке»
Закрепить умение детей работать в смешанной
техникой рисования и аппликации, используя различные
материалы
Сюжетное
Продолжать закреплять умение использовать
рисование
технику «старая форма – новое содержание» - рисование
« Дальние страны»
Учить передавать в рисунке характерные особенности
пустыни, Африки и т.д.Развивать пространственное
мышление.
«Расписные
Закрепить понятие «декоративное рисование»
прянички»
Итоговое
занятие

26

27

28

29

30

31

32

33
34

краски
Сюжетные картинки. Бумага,
краски
Сюжетные картинки. Бумага,
краски
Сюжетные картинки. Бумага,
краски
Сюжетные картинки. Бумага,
краски
Сюжетные картинки. Бумага,
краски. Ватные палочки
Сюжетные картинки. Бумага,
краски
Сюжетные картинки. Бумага,
краски

Сюжетные картинки. Бумага,
краски

Учебный план блока 9-летних детей(17 ч.: 1 час в неделю, Группа от 14 человек)
Содержание программы кружка «Радость творчества»
3 класс
17 часов
Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория

Формы к
Практи
ка

1

2

3

4

5

Натюрморт
Осенний букет с веткой
рябины
Лесной натюрморт
Тюльпаны.
Первоцветы
Пейзаж
Звѐздное небо.
Осенний пейзаж
Закат на море
Ночной город
Зимний пейзаж
Сюжетное рисование
« «Зоопарк»
Африка.
Коллективная
работа
«Волшебные ладошки.
Дерево дружбы»
Полет фантазии
Моѐ имя. ( набрызг)

5

0,5

4,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

5

1

4

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,5

2,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

2,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

3

0,5

7

На что похоже?
(многоугольники, круги)
Загадки Ниткография
Итого

17

2,5

14,5

Содержание программы для 3 класса
(17 ч.: 1 час в неделю, Группа от 13 человек)
дата
1

2
3

4
5

тема
Осенний букет с веткой
рябины ( пальцевая
живопись,
оттиск,
примакивание)
Волшебные ладошки.
Дерево
дружбы
(коллективная работа)
Звѐздное
небо.
(рисование свечей)

Осенний
пейзаж
монотипия)
Моѐ имя. ( набрызг)

(

Цели
материалы
Учить детей работать с разными материалами Опавшие листья, краска, кисти,
(листьями). Развивать стойкий интерес к рисованию, бумага.
воображение. Воспитывать аккуратность
Развивать фантазию детей, умение воплотить в Бумага, краски.
рисунке своѐ видение предмета.
Показать, что рисовать можно не только красками.
Закрепить умение составлять простые узоры.
Развивать чувство композиции. прорисовать свечой
звѐзды, планеты, кометы, покрыть сверху чѐрной или
фиолетовой акварелью.
Познакомить с техникой монотипии. Развивать у
детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета.
Развивать воображение, координацию движения.
Развивать
интерес к рисованию. Развивать
мускулатуру пальцев, глазомер. Дать детям
возможность испытать положительные эмоции при
выполнении рисунка.
Развивать наблюдательность. Учить детей создавать
интересные образы, фантазировать. Попросить детей
подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы
получился интересный рисунок.
Развивать воображение, Учить создавать галерею
персонажей, добавляя к оттиску ладошки нужные
элементы и детали
Учить детей рисовать мылом на тонированной
бумаге. Учить составлять композицию, дополняя
основные компоненты рисунка своими деталями.
Познакомить детей с новой техникой «граттаж»,со
способом выделения рисунка путем процарапывания.
Подготовка листа : тонировка, покрытие парафином
Нанесение нужного рисунка, процарапывание

6

На
что
похоже?
(многоугольники,
круги)

7

Зоопарк. ( волшебные
ладошки)

8

Стрекозы. ( рисование
мылом)

9

Лесной
натюрморт
(грибы
и
ягоды).
Граттаж
Лесной
натюрморт
(грибы
и
ягоды).
Граттаж
Загадки. Ниткография
Развивать воображение, ассоциативное мышление,
мелкую моторику, координацию движения рук.
Закат на море. Мятая Учить детей видеть красоту окружающего мира.
бумага
Развивать воображение, используя эффект мятой
бумаги
Африка. Трафарет.
Учить детей видеть красоту окружающего мира.
Развивать воображение, фантазию, кругозор
Ночной
город. Закрепить умение рисовать свечой. Показать детям,
Рисование свечей
что свеча помогает «оживить» рисунок, придать ему
объѐмность, блеск.
Зимний
пейзаж. Развивать воображение, координацию движения.
Набрызг.
Развивать
интерес к рисованию. Развивать
мускулатуру пальцев, глазомер. Дать детям
возможность испытать положительные эмоции при
выполнении рисунка.
Тюльпаны. Рисование Закрепить умение рисовать свечой. Показать детям,
свечей.
что свеча помогает «оживить» рисунок, придать ему
объѐмность, блеск.
Первоцветы.
Оттиск Учить детей видеть красоту окружающего мира.

10

11
12

13
14

15

16

17

8

Краски, бумага, кусочки свечки.

Бумага, акварель.
Трафареты
краски.

букв,

зубная

щѐтка,

Бумага, краски.

Бумага, краски.

Тонированная бумага
белый кусочки мыла.

(чѐрная),

Бумага, чѐрная тушь, зубочистки,
свечи, восковые мелки.
Бумага, чѐрная тушь, зубочистки,
свечи, восковые мелки
Нитки № 10, цветная тушь или
гуашь, белая бумага.
Бумага, акварель

Бумага. Краски. Шаблоны, губка
Бумага, акварель, свеча

Трафареты деревьев, зубная щѐтка,
краски.

Бумага, акварель, свеча

Бумага. Краски, газета

мятой газетой

Развивать воображение, используя эффект мятой
бумаги

Учебный план блока 10-летних детей
(17 ч.: 1 час в неделю, Группа от 13 человек)
Название раздела, темы
Количество часов
Вс
его
1

2

3

4

5

Натюрморт
Букет
Осенняя ветка
Натюрморт « Изобилие»
Пейзаж
Осенний пейзаж
Космос
Зимушка
Сюжетное рисование
Вспоминаем лето
Веселые снеговики
Любимые мультяшки
Фантазируем!
Волшебные нитки
Калейдоскоп
Волшебный рисунок
Планета животных
Мой котенок
Семейка ѐжиков
Плюшевый медвежонок
итого

Теор
ия

17

Формы контроля

Практик
а

0,5

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

2,5

4,5

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

5

15,5

Содержание программы кружка «Радость творчества»
4 класс
17 часов
1

2
3

4

5

6

7

8

Вспоминаем лето
( набрызг)

Закрепить
умение
использовать
технику «старая форма – новое содержание»
Изготовление трафаретов для будущей
композиции
Вспоминаем лето
Закрепить умение использовать технику
( набрызг)
«старая форма – новое содержание»
Развивать пространственное мышление.
Букет ( картон, мятая бумага)
Продолжать
закреплять
умение
использовать технику «старая форма – новое
содержание» - рисование (сложенным
картоном и мятой бумагой. Развивать
пространственное мышление.
Осенняя ветка
Познакомить с техникой раздувания
краски из трубочки. Закрепление техники
тычкования.
Осенний пейзаж
Закрепить умение использовать технику
рисования «оттиск ладошкой». Развивать
пространственное мышление.
Натюрморт « Изобилие»
Продолжать
закреплять
умение
(
набрызг,
пальчиковое использовать технику «старая форма – новое
рисование)
содержание Учить передавать в рисунке
характерные особенности формы овощей и
фруктов
Натюрморт « Изобилие» (
Продолжать
закреплять
умение
набрызг, пальчиковое рисование
использовать технику «старая форма – новое
содержание» - рисование Учить передавать в
рисунке образы тех или иных животных с
помощью пририсовки к оттиску от пальца
Волшебные нитки
Освоение новой техники рисования

9

Картон, ножницы,
трафареты

Гуашь, зубная щетка,
трафареты
Краски,
,
картон,
бумажные салфетки

Гуашь,
трубочки.
Бумажная салфетка
Акварель, гуашь

Предметные картинки,
простой карандаш

Гуашь, акварель зубная
щетка, трафареты

нитки № 10,

( рисование нитью № 10)

9

Мой котенок
( рисование ватным тампоном)

10

Плюшевый
медвежонок
рисование текстом)

11

Калейдоскоп
(
трафарет
стаканчиком)

(

пластиковый

12

Космос (трафарет пластиковый
стаканчиком)

13

Любимые мультяшки ( техника
коллаж)

14

Семейка ѐжиков
рисование вилкой)

15

Зимушка
(
рисование
вилкой
+примакивание)
Волшебный рисунок ( свеча,
мыло)

16

17

(

Развивать нарезанные по 20-25 см;
акварель или цветная
гуашь;
2 листа бумаги
(тонированной или белой).
Освоение техники «Припечатка». Это
Предметные картинки с
рисование животных тампоном, сделанным изображением
животных,
из ткани, внутри которого помещена вата.
ткань, вата
Карандаш,
гелевые
Познакомить детей с нетрадиционной
ручки
техников рисования текстом. Развивать
воображение,
Продолжать учить детей выполнять
Гуашь
пластиковый
работы с помощью подручного материала, стакан, крышки ( любые
предварительно готовить лист ( тонировать) предметы круглой формы)
Познакомить детей с нетрадиционной
техников рисования оттиска различными
формами.
Продолжать учить детей выполнять
Гуашь
черного,
работы с помощью подручного материала, фиолетового, синего цвета,
предварительно готовить лист ( тонировать) пластиковый стакан, крышки
Познакомить детей с нетрадиционной ( любые предметы круглой
техников рисования оттиска различными формы)
формами.
Познакомить детей с нетрадиционной
Заготовки из открыток,
техников коллаж- рисования и аппликации, старых
журналов,
клей.
используя различные материалы
краски
Закрепить умение детей работать в
Ватные диски, цветная
смешанной
техникой
рисования
и бумага, краски, тонированная
аппликации, используя различные материалы бумага. Одноразовые вилки
Закрепить умение детей работать в
Цветной
картон,
смешанной
техникой
рисования
и цветная
бумага,
вата,
аппликации, используя различные материалы палочки
Познакомить детей с нетрадиционной
Парафиновые
свечи,
техников рисования с использованием свечи, канцелярский клей, кусочки
мыла,
клея.
Развивать
воображение, мыла, поролон,
фантазию
Закрепить технику «набрызг»
Тонированная бумага,
белая гуашь. Ватные диски,
зубная щетка
нитью.,смоченной в краске
фантазию, воображение

набрызг,

Веселые снеговики ( ватные
диски)

10

Методическое обеспечение программы
Изобразительная деятельность с применением различных техник рисования, в том числе нетрадиционных техник и
материалов способствует развитию познавательного интереса детей и любознательности, помогает эстетически развиваться.
Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных
форм и методов работы.
Список нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
 Точечный рисунок
 Тычкование
 «По сырому»
 Ниткография
 Набрызг
 Экорисование ( использование природных материалов)
 Монотипия
 Кляксография
 Способ выдувания
 Оттиск смятой бумагой и т.д.
Методы:
 Словесные — объяснение, беседа, сказочное повествование,
 Наглядные — наблюдение, демонстрация иллюстраций, использование компьютерных просмотров мультфильмов,
фотографий, рисунков, авторских работ, пособий.
 Метод проблемного изложения — создание проблемной ситуации.
 Метод ассоциаций — привлечение личного, эмоционального, визуального и жизненного опыта детей,
 Метод сравнения — как путь активизации мышления.
 Формы работы:
 Игра, погружение в образ;
 Беседы;
 Индивидуальная работа;
 Коллективная работа;
 Участие в выставках.
Все эти формы работы дают возможность детям максимально проявлять свою активность, изобретательность, развивают
их эмоциональное восприятие.
Педагог оставляет за собой право изменять виды изделий при выполнении детьми практической работы по всем темам
программы (с учѐтом пожеланий детей, тематикой выставок в отделе).
Занятия строятся по следующему примерному плану:
Создание интереса и эмоционального настроя (стихи, сказки, загадки), знакомство с произведениями изобразительного
искусства, рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, наблюдение за явлениями природы, напоминание о виденном
ранее, игра);
Процесс работы начинается с рассматривания изображаемого предмета), советов педагога и предложений детей по
выполнению работы, показа приѐмов изображения на отдельном листе Далее дети приступают к созданию работы. Педагог
объясняет и показывает только основные детали, второстепенные ребѐнок изображает самостоятельно. Педагог показывает
детям удачно начатую работу, направляет действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка
(поделки) дополнительными элементами педагог обращает внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные
нужные цвета и интересные детали);
Рассматривание полученных работы (детским рисункам
даѐтся только положительная оценка). Поощрение
индивидуальности. Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы и работы других ребят,
подмечать новые интересные решения
Методы отслеживания результативности обучения:
педагогическое наблюдение;
наблюдение динамики развития интереса или мотивов деятельности;
анализ продуктов творческой деятельности
сравнение работ на начальном этапе и в конце учебного года.
Учитывая краткосрочность реализации программы, применяется безотметочное оценивание результатов деятельности
детей. Оценивание освоения дополнительной общеобразоватеиьной программы осуществляется в словесной форме по
следующим критериям:
умение использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности, самостоятельность в
выборе техник, материалов и цвета в изобразительной деятельности; умение определять жанр картины; развитие
композиционных умений;
аккуратность выполнения работы;
Высокий уровень освоения программы:
Ребѐнок умеет использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности (выбирает
изобразительные техники, материалы и цвет самостоятельно, быстро; передаѐт характерные особенности изображаемых
предметов, доводит работу до логического конца); композиционно правильно размещает изображение на листе; аккуратно
выполняет работу; легко определяет, к какому жанру относится каждая картина,

11

Средний уровень освоения программы:
Ребѐнок недостаточно умеет использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности
(выбирает техники, цвета и материалы самостоятельно, но долго определяется в выборе; испытывает затруднения в передаче
различий в величине и других характерных особенностей изображаемых предметов, присутствует незаконченность работы);
есть неточности в композиционном размещении изображения и в передаче формы и частей изображения; работа выполнена
недостаточно аккуратно; испытывает затруднения в определении жанра картины.
Низкий уровень освоения программы:
Ребѐнок не умеет использовать разнообразные техники в рисовании и прикладных видах деятельности, предпочитает
использовать минимальное количество цветов, техник и материалов (выбирает техники и материалы с помощью педагога; не
передаѐт различия в величине изображаемых предметов, работа не закончена); значительные искажения в композиционном
расположении изображения на листе и в передаче формы и частей изображения (при активной поддержке педагога определяется
в выборе композиционного и цветового решений); работа выполнена неаккуратно; испытывает большие затруднения в
определении жанра карт ины ,
Материальное обеспечение программы
1. Гуашь (12 цветов).
2. Набор кистей
3. Палитры
4.банки для воды, тряпки для кистей.
5. Простые карандаши, ластики.
6. Бумага для гуаши формата А4 .
7. Клеѐнка, тряпка.
8. Влажные и бумажные салфетки для рук,
9. Книжные иллюстрации,
10. Репродукции работ художников (серия «Великие русские живописцы» и «Великие художники», альбом «Русская
пейзажная живопись. Времена года», демонстрационные материалы «Картины русских художников»)
11. Наборы тематических картинок.
12. Цветная бумага, картон серый (белый), цветной.
13. Акварельные краски
14.Фломастеры (12 цветов),
15.Природный материал (осенние листья, засушенные цветы).
16. Ватные палочки, трубочки для коктейля, нитки № 10, Свечи, зубные щетки, пластиковые колпачки, рулон белой
туалетной бумаги, газеты и т.д.
Электронные ресурсы :
1. Картины, рисунки, художники, мастер-классы, мультфильмы, музыка: http:,¶www.youtube.com/
2. Школа рисования: http:'/www.mi]ori.center
З, Уроки рисования: www.u-sovenka.ru
4. Учебные планы, программы, игры, конкурсы на международном образовательном портале: www.maam.ru
5. Русский музей: www.rusmuseum.ru
6.Третьяковская галерея;
7. Эрмитаж: www.hermitagemuseum.org
8 Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/)

Литература
1. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005. 14-32 с.
2. Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - М.: Европейский дом. - 2000. - 382с.
3. Художественное творчество и ребѐнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. -М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
5. Карлёнок ИВ. Чем заняться ребёнку вечером? — М.: Эксмо, 2017.
6. Кашникова ЕВ, Оригинальные техники в изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет:
пособие для воспитателей и внимательных родителей - СПб.: КАРО, 2013,
7. Колдина Д,Н, Рисование С детьми 5-6 лет, Конспекты занятий, — М, , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
8. Немешаева Е. Художества без кисточки. — Ростов н\Д: Феникс, 2014,
9. Фиона Уотт Энциклопедия юного художника, — Москва: РОБИНС, 2013.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».