МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОЕМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УЧРЕЖДЕНИЕ "
«Средняя общеобразовательная школа №16»
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
ИНН ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901,
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место вашего подписания
Дата: 2023-10-22 20:59:13
Foxit Reader Версия: 9.6.0
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
для обучающихся 1-4 классов
Автор разработчик:
Учитель начальных классов
Горинова Ю.С.
п. Сосновый Бор
2023г
Пояснительная записка
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится
понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен
обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться
в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление
деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью
реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще
тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые
испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению
школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика
показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают
трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно
реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении
школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию
обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих
формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию
ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется
метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные
задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить
себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у
него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают
навыки планирования и организации собственной деятельности, у них
появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения
спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
Концептуальной основой содержания программы является положение
В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и
образование либо следует за развитием, либо создает условия для него».
Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано
давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное
мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все
нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи
требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов,
организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной
деятельности школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку
отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и
интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он
наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и
явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать
побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка,
но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение
взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную
активность и инициативность ученика.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий,
подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом
проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации,
выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности
с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является
универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных
задач потому, что она создает естественную среду, максимально
приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая
деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной
учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов
учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных
возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка
саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения
проекта (познавательные УУД).
2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового
взаимодействия (коммуникативные УУД).
3. Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой
работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного
проекта (личностные УУД)
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития,
завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя.
Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов
поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально
осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с
окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет
недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная
регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по
смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме
организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим
познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую
информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными
целями.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в
неделю с 1 по 4 классы.
Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой
Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я –
исследователь».
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача
(проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений
о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное
обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность
исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно
больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего
занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование.
Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу
исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи
описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение,
гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим,
возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов
прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Организация исследования. Формы и методы организации
исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу.
Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы
по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения
информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие;
правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и
методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение.
Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы,
телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания.
Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат
эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование
портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и
коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в
работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал.
Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и
размещение рисунков, фотографий. Приѐмы презентации результатов
исследовательской деятельности.
Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования.
Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры.
Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки,
макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ
результатов. Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.
Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-Microsoft Power Point.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой
аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Анкетирование. Требования к составлению анкет для проекта.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на
постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей еѐ
проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно-предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при
работе над проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке
полей и абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам
узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки
поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют
ребѐнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учѐных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо
опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся
проблем у ребѐнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и
позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое
мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Содержание программы в 1-4 классах представлено следующими модулями:
«Узнаѐм» (16 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов
мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения,
восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем» (16ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений,
навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому
поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы
исследования» и т.п.
«Творим» (18ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся
представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих
способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в
коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты,
создавать проекты.
«Представляем» (8ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребѐнка, способной к
самореализации и самоутверждению.
1 класс
№ п/п
Название разделов
Кол-во часов
1
Тренинг
16
2
Исследовательская практика
11
3
Мониторинг
6
ИТОГО:
Резерв
34
2 класс
№ п/п
Название разделов
Кол-во часов
Резерв
1
Как составить проект
8
2
Проблема. Решение проблемы
6
3
Гипотеза. Цели и задачи
6
4
Визитка к проекту
3
5
Работа над проектом
8
6
Защита проектов
3
ИТОГО:
34
3 класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Тема проекта
3
2
Этапы работы над проектом
3
3
Отбор и обработка информации
6
4
Знакомство с программой МРР
6
5
Проектно-исследовательская
деятельность
10
6
Презентация
6
ИТОГО:
Резерв
34
4 класс
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Составление паспорта проекта
2
2
Создание постера
3
3
Освоение программы МРР
6
4
Тесты. Тестирование
3
5
Виды проектов
10
6
Работа с памятками
2
7
Критерии итогового оценивания
проектной деятельности учащихся
6
8
Защита проектов
2
Резерв
ИТОГО:
34
3. Планируемые результаты.
Работа по программе направлена на достижение следующих
результатов:
Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
Формируется навык планирования деятельности.
Формируется умение концентрировать внимание, удерживать,
переключать его на другие виды деятельности.
Формируется опыт защиты своей идеи.
Формируется опыт самоопределения.
Формируется навык публичного выступления перед незнакомой
аудиторией.
Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в
окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.
Данная программа диагностична. Результативность и эффективность
программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец
курса занятий.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
результатов
(1 класс)
предполагает
приобретение
первоклассниками новых
знаний, опыта решения
проектных задач по
различным направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.
Второй уровень
результатов
(2-3 класс)
предполагает позитивное
отношение детей к
базовым ценностям
общества, в частности к
образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном использовании
школьниками метода
проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем)
проекта, приобретении
опыта самостоятельного
поиска, систематизации и
оформлении
интересующей
информации.
Третий уровень
результатов
(4 класс)
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно
выбранному направлению.
Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты и пр.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к
обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического
и
творческого мышления.
организация на уроке парногрупповой работы
Метапредметные результаты
регуляти
вные
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с
учителем;
• планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
и
условиями ее реализации, в том числе
во
внутреннем плане осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по
результату;
познавате
умения учиться: навыках решения
льные
творческих задач и навыках поиска,
анализа
и
интерпретации
информации.
добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную
работу.
• осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы; основам смыслового
чтения
художественных
и
познавательных текстов, выделять
существенную
информацию
из
текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
коммуниктивные Учиться выполнять различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,
критика).
умение координировать свои усилия с
усилиями других.
• формулировать собственное мнение
в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве
• осуществлять
расширенный
поиск
информации
с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать
относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
и
позицию;
• договариваться и приходить к
общему
решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения
интересов; задавать вопросы;
допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться
на
позицию
партнера
в
общении
и
взаимодействии; учитывать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве
аргументировать свою позицию
и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
4. Тематическое планирование
для 1 класса
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема
Кто я? Моя семья
Чем я люблю заниматься. Хобби
О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта
Как собирать материал? Твои помощники
Проблема.
Проблема. Решение проблемы
Гипотеза. Предположение
Гипотеза. Играем в предположения
Цель проекта
Задача проекта
Выбор нужной информации
Выбор нужной информации
Интересные люди – твои помощники
Продукт проекта
Виды продукта. Макет
Визитка
Как правильно составить визитку к проекту
Как правильно составить визитку к проекту
Кол. Дата
часо по
в
плану
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
по
факту
примечания
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Мини-сообщение.
Выступление перед знакомой аудиторией
Выступление перед знакомой аудиторией
Играем в ученых. Окрашивание цветка в
разные цвета. Это интересно
Подготовка ответов на предполагаемые
вопросы «из зала» по теме проекта
Пробные выступления перед незнакомой
аудиторией
Пробные выступления перед незнакомой
аудиторией
Играем в ученых. «Мобильные телефоны».
Это интересно
Играем в ученых. Получение электричества
с помощью волос. Это интересно
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это
интересно
Тест «Чему я научился?»
Памятка для учащегося-проектанта
Памятка для учащегося-проектанта
Твои впечатления от работы над проектами
Ярмарка достижений
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование для 2 класса
№
Тема
занятия
1
Круг твоих интересов. Хобби.
Увлечения
2
Выбор темы твоего проекта. Ты проектант
3
Знакомство с понятием
«формулировка». Работа со
словарями
4
Выбор помощников в работе над
проектом
5
Этапы работы над проектом
6
Актуальность темы проекта. Твое
знакомство с понятием
«актуальность»
7
Проблема. Решение проблемы
8
Выработка гипотезыпредположения
9
Цель проекта
10
Задачи проекта
11
Сбор информации для проекта
12
Знакомство с интересными
людьми. Интервью
Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата по
плану
Дата по
факту
примечания
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Обработка информации. Отбор
значимой информации
Создание продукта проекта. Твое
знакомство с понятиями «макет»,
«поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?»
Отбор информации для
семиминутного выступления.
(Мини-сообщение)
Творческая работа. Презентация.
Твое знакомство с понятием
«презентация»
Значимость компьютера в
создании проектов. Презентация
Знаком ли ты с компьютером?
Программа МРР
Программа МРР
Совмещение текста выступления с
показом презентации
Совмещение текста выступления с
показом презентации
Подготовка ответов на
предполагаемые вопросы «зала»
по теме проекта
Тест «Советы проектанту»
Изготовление визитки. Правильное
составление титульного листа
визитки
Самоанализ. Работа над понятием
«самоанализ»
Играем в ученых. Это интересно
Различные конкурсы проектноисследовательской деятельности
Памятка жюри конкурсов
Пробное выступление перед
незнакомой аудиторией
Самоанализ – рефлексия после
твоего выступления перед
незнакомой аудиторией
Играем в ученых. Это интересно
Благодарственные рисункиотклики помощникам твоего
проекта
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия
1
2
3
4
5, 6
Тема
Круг твоих интересов. Хобби.
Увлечения. Этапы работы над
проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор
материала для проекта. Проблема.
Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования.
Предположение. Гипотеза. Решение
задачи.
Цель проекта. Задачи. Выбор
помощников для работы над
проектом. Сбор информации
Требования к паспорту проекта.
Составление паспорта проекта
Кол. Дата
часо по
в
плану
1
1
1
1
2
7, 8
Требования к составлению анкет для
проекта. Анкетирование
2
9
Памятки. Составление памяток по
теме проекта
1
Дата
по
факту
Примечания
Постер. Требования к созданию
постера. Условия размещения
материала на постере
Практическая работа. Создание
мини-постера
1
13, 14, 15
Изучение и освоение возможностей
программы МРР. Выставка
фотографий, рисунков, фигур,
диаграмм
3
16, 17
Программа МРР. Анимации.
Настройка анимации
2
18, 19
Программа МРР. Дизайн
2
20, 21
Фотографии на слайдах. Работа с
фотографиями
2
22, 23
Требования к компьютерной
презентации.
2
24, 25
Закрепление полученных умений,
навыков в работе с программой МРР
2
26, 27, 28
Практическое занятие. Составление
первой презентации по заданному
тексту
3
29, 30
Подготовка проектной
документации к выступлению на
конкурсе. Обработка информации.
Интервью. Визитка
Тесты. Тестирование. Самоанализ.
Рефлексия
Твои впечатления работы над
проектом
Пожелания будущим проектантам
Страница благодарности тем, кто
поддерживал тебя в этом году.
2
10
11, 12
31
32
33
34
2
1
1
1
1
Тематическое планирование для 4 класса
№
занятия
Тема
Кол.
часов
Наблюдение и экспериментирование
2
3
Методы исследования
2
4
5
Наблюдение и наблюдательность
2
1
8
Совершенствование техники
экспериментирования
Интуиция и создание гипотез
9
Правильное мышление и логика
2
Искусство делать сообщения
2
1
2
6
7
1
10
11
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Примечания
12
13
14
15
16
17
Искусство задавать вопросы и
отвечать на них
Семинар «Как готовиться к защите»
1
1
Определение проблемы и выбор темы 1
собственного исследования
Индивидуальная работа по
3
планированию и проведению
самостоятельных исследований
18
Коллективная игра-расследование
2
Индивидуальная консультационная
работа по проведению
самостоятельных исследований
7
28
Семинар
1
29
Участие в защитах
исследовательских работ и
творческих проектов учащихся
2
Подготовка собственных работ к
защите
2
Собственная защита
исследовательских работ и
творческих проектов
2
19
20
21
22
23
24
25
26
27
30
31
32
33
34
5 Учебно – методическое и информационное обеспечение курса
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое
пособие для 1, 2, 3, 4
класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам.
Исследуем,
доказываем, проектируем, создаѐм/
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для
1, 2, 3, 4 класса. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам.
Исследуем, доказываем,
проектируем, создаѐм/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный
ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__