ВД программа «Я — исследователь» 1 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЬНОЕ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
УЧРЕЖДЕНИЕ "
Управление образования Артемовского городского округа
СРЕДНЯЯ
МБОУ "СОШ № 16"
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
ИНН ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901,
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место вашего подписания
Дата: 2023-10-22 20:59:39
Foxit Reader Версия: 9.6.0

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом
Протокол №56 от «15» сентября 2023г.

Директор МБОУ «СОШ №16»
Приказ № 90/1 от «18 »сентября 2023 г.

Образовательная программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
«Я- исследователь»
для 1 класса
направление: социальное

Составитель: Полякова О.С.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №16»

п. Сосновый Бор
2023

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Я- исследователь» социального направления
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта,
утверждѐнного 06.10.2009г. № 373; основной образовательной программы начального
общего образования МБОУ «СОШ № 16"
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом
интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам,
расширяя и обогащая его.
Сроки реализации программы составляют 4 года по 1 часу в неделю.
Цель программы
Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные
способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной
к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно
представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации
выбранного жизненного пути.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Нормативные основания для составления программы



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10. 2009г 373,(с
изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26.11.2010г №1241






Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Примерные программы внеурочной деятельности М.: Просвещение, 2011г.
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №16»
Санитарно-эпидемические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 1.2.3685-21

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,
методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность
программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,
необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших
классах, в вузах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Место проектной деятельности в учебном плане.
В учебном плане в 1 -4 классах по 1 часу в неделю
Структура занятия.

1.Вводная часть-5 мин
Задачи занятия, создать настрой на совместную работу
2.Основная часть- рабочая-30 мин
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего времени. В нею
входят основные процедуры занятия
3. Заключительная часть- 5 мин
Подведение итога занятия
Материально – техническое обеспечение.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке, различных
объектах поселка (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.).
Используется мультимедийное и интерактивное оборудование на занятиях, экспонаты
музея и библиотечный фонд школы.
Формы и методы обучения
Проектная деятельность включает проведение опытов, лепка из пластилина, наблюдений,
экскурсий, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, конференций, выступление
на родительских собраниях и праздниках, представления:
– спектакли (в том числе кукольные);
- мультимедийный продукт
– концерты;
– показы моделей одежды.
– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;
– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
– видеожурнал или видеофильм;
– макеты;
– модели (действующие);
– швейные и кулинарные изделия;
– игрушки. и т.д.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причѐм проектная
деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации
в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ, в
школьном музее и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Содержание программы
Раздел I. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества
Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества по темам: «Что
делать с агрессий и гневом», «Учимся сотрудничеству», «Проблемы можно решать».
Раздел II. Основы проектной деятельности
Что такое команда? Как работать в команде? От проблемы к цели. Работа со
справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики.
Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий,
проблемный, учебный.
Раздел III. Работа над проектом
Работа над групповыми и индивидуальными проектами.

Планируемые результаты проектной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
 действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения
и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся
должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение»,
и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
Метапредметные
а) Регулятивные:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий.


б) Познавательные:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где
выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 умение структурировать знания;
 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его
реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;



владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные

Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит
обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с
окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый
уровень
Второй уровень
результатов
результатов
(1класс)
(2-3 класс)
предполагает приобретение предполагает позитивное

Третий
уровень
результатов
(4 класс)
предполагает получение

новых знаний, опыта

школьниками

отношение детей к базовым

решения проектных задач по ценностям общества, в

самостоятельного

различным направлениям.

частности к образованию и

социального опыта.

Результат выражается в

самообразованию.

Проявляется в участии

понимании детьми сути

Результат проявляется в

школьников в реализации

проектной деятельности,

активном использовании

социальных проектов по

умении поэтапно решать

школьниками метода

самостоятельно выбранному

проектные задачи

проектов, самостоятельном

направлению.

выборе тем (подтем)

Итоги реализации

проекта, приобретении

программы могут быть

опыта самостоятельного

представлены через

поиска, систематизации и

презентации проектов,

оформлении интересующей

участие в конкурсах и

информации.

олимпиадах по разным
направлениям, выставки,
конференции, фестивали,
чемпионат и др.

Критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
Ожидаемые результаты программы:





Повышение качества обучения.
Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
Повышение квалификации педагогов.
Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельностью обучающихся.








Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные
дети».
Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки,
конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей
обучающихся.
Создание условий для развития и реализации творческих, учебноисследовательских способностей обучающихся.
Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной
работы обучающихся.
Укрепление материально-технической базы.
Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

Что будем делать?

Как делать?

1. Сделать подарок.
2. Подготовиться к празднику.
3. Что-то другое…
Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
Определяем конструкцию изделия.
Подбираем подходящие материалы.
Выполняем зарисовки, схемы,
эскизы объекта.
5. Выбираем лучший вариант.
1.
2.
3.
4.

1. Подбираем технологию выполнения.
2. Продумываем возможные
конструкторско-технологические
проблемы и их решение.
3. Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

1. Распределяем роли или обязанности
(в коллективном и групповом
проекте).
2. Изготавливаем изделие.
3. Вносим необходимые дополнения,
исправления (в конструкцию,
технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

1.
2.
3.
4.
5.

Что решили делать и для чего.
Как рождался образ объекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.

Календарно-тематическое планирование
1 класс
33 часа
№

Дата

Тема занятий
теория

Количество часов
практика

1

Что
такое 1
исследование(проект)?

2-3

Знакомство с искусством 1
пластилинографии

1

4

Поделка.
«Змейка»(перекручивание
пластилина из двух цветов)
Математика вокруг нас. «
Числа
в
загадках,
пословицах, поговорках»
Времена года.
«Осень на дворе» Поделка из
пластилина.
«Домашние
животные
вместе с нами»
Лепка
из
пластилина
домашнего животного
Животные Красной книги
Свердловской области
Поделка
из
пластилина
«Животное красной книги»
Правила поведения в
природе.
Лепка «Живые яблочки на
ветке»
Сказки о животных. Лепка
героев сказки.

1

5

6-7

8
9-10
11
1213
14
15
1617
18
1920

21
2223
2425
2627

Лепка. Тропические
животные.
«Традиционные детские
куклы народов моей
Родины»
Создание бумажных кукол
Создание открытки к
празднику

1

1

1

1
2
1
2
1
1
1

1
1

1

1

1

Живая азбука. Изготовление
букв из разного материала.
Моя малая родина

2

Моя семья

2

2

28

2930
3132
33

Математика вокруг нас
Форма, размер, цвет. Узоры
и орнаменты.
Моя школа и мой класс.
Составление летописи,
альбома своего класса.
Азбука загадок

1

Итоговое занятие. Выставка
работ.

1

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».