ВД программа «Финансовая грамотность» 5-6 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЬНОЕ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
УЧРЕЖДЕНИЕ "
Управление образования Артемовского городского округа
СРЕДНЯЯ
МБОУ "СОШ № 16"
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
ИНН ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901,
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место вашего подписания
Дата: 2023-10-22 20:59:11
Foxit Reader Версия: 9.6.0

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом
Протокол №56 от «15» сентября 2023г.

Директор МБОУ «СОШ №16»
Приказ № 90/1 от «18 »сентября 2023 г.

Образовательная программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
Финансовая грамотность
для 6 класса
направление: Социально-экономическое

Составитель: Мартюшева Наталья
Дмитриевна,
Классный руководитель 5 класса

п. Сосновый Бор
2023

Аннотация
Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена к линии
учебников И. В. Липсис, Е.А. Вигдорчик «Финансовая грамотность» 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020)
Тип программы: Социально-экономическая.
Занятия планируется проводить 1 раза в неделю. Итого – 34 часов.
Актуальность данной программы (курса)
продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,
ставящие перед гражданами задачи, к решению которых они часто не готовы. Финансовая
грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый
рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты
плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент нашим детям
явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми они располагают. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит,
завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков. Сегодня ребѐнок готов учиться самому современному и
необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребѐнка основам
финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому
финансовому образованию. Обучение основам финансовой грамотности в школе является
актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к
обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а
также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами
финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и
успешно социализироваться в обществе.
Формы промежуточного контроля (если имеются) программы
грамотность» является исследовательская работа «Государство- это мы»

«Финансовая

Результаты реализации данной программы будут представлены родителям обучающихся.

Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена к линии
учебников И. В. Липсис, Е.А. Вигдорчик «Финансовая грамотность» 5 - 7 классы
общеобразовательных организаций — М.: М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020) в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 порядок организации и
осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам,
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения Российской Федерации,
- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Программа рассчитана на детей 11-13 лет (6 класс).
Срок реализации - один год.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Итого – 34 часов.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;

• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса.
РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО
ЗАЩИТИТЬСЯ
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья,
жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Компетенции:
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребѐнка,
внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и добровольное страхование.
• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
• Сравнивать различные виды страхования.
Занятия ролевая игра «Семейный бюджет».
СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.
Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Компетенции: • Объяснять, почему государство собирает налоги. • Приводить примеры
налогов. • Описывать, как и когда платятся налоги. • Рассчитывать величину подоходного

налога и НДС. • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. • Описывать последствия
невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в семье.
Социальные пособия Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов,
стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия Пособие. Пенсия. Пенсионный
фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Компетенции: • Объяснять,
почему существуют социальные выплаты. Описывать ситуации, при которых
выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. • Находить информацию о
социальных выплатах. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах
«Государство — это мы!».
ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ
Банковские услуги Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по
вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка
вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше
процентной ставки по вкладам. Основные понятия Банки. Вклады (депозиты). Процентная
ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции: • Приводить примеры банковских услуг. • Описывать условия вкладов и
кредитов. • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять, почему и
как страхуются вклады. • Находить информацию о вкладах и кредитах. • Объяснять
причины и последствия решений о взятии кредита. • Объяснять условия кредита,
приводить примеры. • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. • Объяснять
принцип работы пластиковой карты. Собственный бизнес Организация бизнеса.
Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Основные понятия. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Компетенции: •
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и
почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. • Объяснять, что
такое бизнес-план. • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Валюта в современном мире Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют
разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным
курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в
национальной валюте. Основные понятия. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт.
Валютный вклад. Компетенции: • Приводить примеры валют разных стран. • Объяснять,
что такое валютный курс. • Находить информацию о валютных курсах. • Проводить
расчѐты с валютными курсами.
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
№

1-2

название тем/разделов

количество часов
теория
практи
ка
Просмотр и обсуждение онлайн-урока «С деньгами на ты 1
1
или зачем быть финансово-грамотным»

3

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

4
5-6

Вклады. Сбережения
Просмотр и обсуждение онлайн-урока «Вклады: как
сохранить и приумножить»

1
1

1

7

1
Страхование как способ защитить свои деньги.
Виды страхования.
1
Просмотр и обсуждение онлайн-урок « Путешествие в 1

1

8
9-10

дата

11
12
13
14
1516
17
18
19
20
2122
2324
25
26
27
28
29
30

историю страхования»
Инвестиции. Как «выращивать» деньги?
Сущность и виды ценных бумаг
Способы получения доходов по ценам бумагам
Возможные риски при сбережениях и инвестировании.
Составление и защита проекта «Инвестиции»

1
1
1
1

Потребительский кредит. Его плюсы и минусы.
Права и обязанности кредитополучателя.
Ипотечный кредит.
Как спасти деньги от «ловушек»?
Финансовое мошенничество.

1
1
1
1
1

2

Составление и защита проекта «Кредит»

1
2

1
1
1
1
1

3132

Что такое налоги?
Типы и виды налогов.
Права и обязанности налогоплательщика
Понятие «льготы» на уплату налогов
Налоговая недоимка
Урок –практика «Учимся заполнять квитанции на уплату
налогов»
Составление и защита проектов «Какие налоги
уплачиваются в вашей семье»

33
34

Как работает налоговая служба
Учебные мини-проекты «Налоги»

1

Итого

22

1
2

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».