Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
БЮДЖЕТНОЕ
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ СТРОЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
ЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901,
УЧРЕЖДЕНИЕ " ИНН
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
место подписания
ЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"Местоположение:
Дата: 2023-10-21 00:20:34
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Образовательная программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС ООО
(в соответствии с ФОП ООО)
«Основы проектной деятельности»
для 9 кл
направление: организация обеспечения учебной деятельности
Количество часов: 34
Составитель: учитель информатики
Фадеева Е.Ф.
высшая квалификационная категория
2023 г.
Пояснительная записка
Учебный курс «Основы проектной деятельности» представляет собой форму организации
деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в план внеурочной
деятельности
Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а
также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих
способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося.
Программа «Основы проектной деятельности» разработана на основе нормативноправовой базы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 г № 287;
3.
ФОП ООО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
(Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764);
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.09.2017 г. № 091672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности»
5.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»2.4.3648-20 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
6.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
7.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с
"Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ");
8.
Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
9.
ООП ООО МБОУ «СОШ № 16»
Цель проектно-исследовательской деятельности: развитие исследовательской компетентности
учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебноисследовательской и проектной деятельности.
Задачи проектно-исследовательской деятельности
формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся;
воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры
общения с ней;
воспитание сознательного отношения к труду;
творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков
самостоятельной научной работы;
2
научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при
написании работы;
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов;
приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью
учебного процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системнодеятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС.
Результатом проектно-исследовательской деятельности является итоговый индивидуальный
проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и
видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося,
занимающегося по ФГОС.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих
материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Количество часов: 34.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета /ключевых компетенций/
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами
являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать
суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего
поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной
жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных
технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебно - организационные:
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
владеть техникой консультирования;
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении
заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.);
анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
3
взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка
гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
уметь применять справочный аппарат книги;
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
излагать материал из различных источников;
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы,
конспекты, лекции.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Планируемые личностные результаты включают:
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
– систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты включают:
– освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике;
– самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
– способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Планируемые предметные результаты:
– умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у обучающегося
сформируются:
– навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
– навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
4
– способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования, планировать работу,
выбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать и аргументировать
результаты исследования на основе собранных данных;
– системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
– навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы;
– навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции,
олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность
получения практико-ориентированного результата;
– умения определять и реализовывать практическую направленность проводимых
исследований;
– научный тип мышления, компетентность в предметных областях, учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.
5
Содержание курса
Название раздела
1
2
3
4
5
6
Введение. Особенности проектной деятельности
Алгоритм работы с литературой
Работа над проектом
Оформление проекта
Подготовка к защите проекта
Защита проекта
Итого:
Всего часов
4
2
16
6
4
2
34
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Особенности проектной деятельности
Цели индивидуального проекта. Классификация проектов. Монопроекты и межпредметные
проекты. Основной замысел, примерная тематика и жанры проекта. Обсуждение идей. Выбор и
утверждение темы проекта. Выдвижение гипотезы. Определение научной проблемы: постановка
цели и задач, объекта и предмета исследования. Этапы выполнения проекта. Методы
исследования (наблюдение, эксперимент, лабораторная работа, анкетирование, тестирование и
др.). Составление плана работы над проектом.
Раздел 2. Алгоритм работы с литературой
Работа в библиотеке. Работа с ресурсами Интернета. Составление глоссария. Плагиат.
Аннотация. Рецензия. Правила цитирования. Правила оформления библиографии.
Раздел 3. Работа над проектом
Сбор и систематизация материалов в соответствие с темой исследования. Индивидуальные и
групповые консультации по ходу проекта.
Раздел 4. Оформление проекта
Требования к содержанию и оформлению проекта. Критерии и показатели оценивания проекта.
Оформление графических материалов. Создание презентаций к проекту.
Раздел 5. Подготовка в предзащите проекта
Технология презентации. Аннотация. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь.
Умение отвечать на вопросы.
Раздел 6. Защита проекта
Публичная защита проектов. Подведение итогов. Конструктивный анализ выполненной работы.
6
Календарно – тематическое планирование
№
1,2
3,4
5,6
7,8
9,10
11
12
13,14
15
16
17
18
19
20
21
22-31
32
33,34
Наименование темы
Количество
часов
Введение. Особенности проектной деятельности
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные
требования к исследованию. Виды школьных проектов.
Основные технологические подходы. Особенности
монопроекта и межпредметного проекта.
Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы
над проектом. Методы исследования. Технология составления
плана работы. Определение цели, задач проекта
Алгоритм работы с литературой
Алгоритм работы с литературой, с ресурсами Интернета.
Составление глоссария по теме исследования. Что такое
плагиат и как его избегать в своей работе. Аннотированный
список литературы
Определение научной проблемы: определение объекта и
предмета исследования. Индивидуальные занятия
Определение научной проблемы: постановка цели и задач
исследования. Индивидуальные занятия
Тренинг: выдвижение гипотезы исследования.
Оформление проекта
Требования к оформлению письменной части работы
Графические материалы проекта: виды, технология,
требования к оформлению
Планирование: от цели к результату
Анализ, оценка письменной части проекта
Критерии внешней оценки проекта
Умение использовать различные средства наглядности при
выступлении
Правила цитирования
Правила цитирования (практическое занятие)
Правила оформления библиографии
Работа над проектом, подготовка презентации
Подготовка к защите проекта
Навыки монологической речи. Аргументирующая речь.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Защита проекта
Представление работы, защита проекта.
ИТОГО
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете
1. Ноутбук
2. Мультимедиапроектор
3. Средства телекоммуникации (выход в Интернет, электронная почта)
7
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
9
1
2
34 ч
Дата