ВД СОО 2024-25 в соотв с ФОП

Приложение
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ № 16»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
на 2024 – 2025 учебный год
Внеурочная деятельность
СОО ФГОС

1

Основания для разработки плана внеурочной деятельности:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. ФГОС СОО, утвержден Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
3. Постановление главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
6. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
8. ООП СОО «СОШ № 16»
9. Устав ОО
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО)
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность (далее – ВУД) в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное
Цели внеурочной деятельности:
•
обеспечение достижения учащимися планируемых результатов ООП СОО за
счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит
образовательная деятельность,
•
создание условий для развития способностей учащихся, предоставление
возможности реализации им в различных видах деятельности,
•
формирование у учащихся гражданской идентичности, приобщение к
социальным ценностям, создание условий для ориентации учащихся в мире профессий и
проектирования профессиональной и жизненной перспективы.
Цели и задачи ВУД ориентированы на становление личностных характеристик выпускника
основной школы - «портрета выпускника средней школы».
Портрет выпускника средней школы, определенный ФГОС:

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
2

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством,
человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.



Реализация внеурочной деятельности
Особенность организации ВУД на уровне ООО заключается в создании условий для
полноценного пребывания обучащихся в ОО в течение дня, содержательном единстве
учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках ООП:
 ВУД формируется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей
учащихся и этнокультурных особенностей региона;
 выбор учащимися ВУД осуществляется на добровольной основе учащимися и их
родителями (законными представителями);
 участие во ВУД является для учащихся обязательным;
 ВУД осуществляется посредством реализации рабочих программ ВУД, которые
разрабатываются ОО самостоятельно на основе требований ФГОС (рабочие
программы могут составляться на 1 четверть, полугодие или учебный год);
 рабочие программы ВУД могут реализовываться с применением сетевой формы,
электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных
технологий;
 ВУД осуществляется на основе деятельностного подхода, в том числе через такие
формы как курсы, лаборатории, общественно полезные практики, мастерские,
практикумы, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,
конкурсы, соревнования, проектная и учебно-исследовательская деятельность,
социальные практики, экскурсии, походы, деловые игры и др.;
План ВУД обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
учащихся. Занятия ВУД проводятся на добровольной основе, по выбору учащихся и их
родителей (законных представителей).
Объемы (часы) реализуемой рабочей программы ВУД входят в учебную
(аудиторную) нагрузку педагогического работника ее реализующую.
Кадровое и материально – техническое обеспечение
План ВУД реализуется педагогами ОО: учителями – предметниками, классными
руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором,
тьютором, советником по воспитанию, педагогом-психологом, библиотекарем.
Система ВУД СОО включает:
1. Организацию деятельности ученических сообществ, в т.ч. классов,
разновозрастных объединений по интересам, подростковых общественных объединений,
организаций.
2. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:

3

– компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
– социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
– компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
– в рамках внеурочной деятельности в классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в
детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
– через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
– через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
Организация жизни ученических сообществ осуществляется в рамках деятельности
Школьной Республики.
Формы организации совместной деятельности предполагают соревновательность (итоги
подводятся периодически раз в четверть на активе Школьной Республики);
3. Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП СОО осуществляется
по выбранным учащимися 10-11 классов курсам ВУД в целях формирования, прежде всего,
таких групп планируемых результатов освоения ООП СОО, как личностные и
метапредметные результаты. ВУД по учебным предметам реализуется в ОО в формате
курсов ВУД, лабораторий, мастерских, практик, олимпиад, конкурсов, соревнований
различного уровня, предметных недель) и др..
Организационное обеспечение учебной деятельности включает совокупность мер,
направленных
на
оптимальное
использование
трудовых,
информационных,
социально-психологических, коммуникативных и других ресурсов для достижения
учащихся максимально возможных результатов образовательной деятельности.
Организационное обеспечение учебной деятельности во ВУД реализуется в
следующих формах:
- проектно-исследовательской деятельности;
- индивидуально-группового сопровождения учащихся по подготовке к
предметным олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям;
- работа с учащимися с электронным дневником, Портфолио ученика;
- сопровождение индивидуальных образовательных программ (индивидуальных
образовательных маршрутов) учащихся;
Педагогическое сопровождение учащихся осуществляется в рамках ВУД в
следующих формах: психолого-педагогического
консультирования,
развивающих
ситуаций, ситуационно-ролевых игр, кружков и студий, мастерских.
4. Обеспечение благополучия учащихся в пространстве образовательной
организации включает:
- совокупность мероприятий по рационализации и оптимизации образовательной
деятельности (уроков, внеурочной деятельности), использование здоровьесберегающих
практик осуществления образовательной деятельности;
- профилактику различного рода зависимостей: развитие представлений учащихся о
ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение
знаний учащихся о правилах здорового образа жизни; формирование умений оценивать
ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

4

Обеспечение благополучия учащихся в пространстве образовательной организации
осуществляется в следующих формах: реализация ГТО, проведение спортивных
соревнований и Школьной спартакиады, спортивных секций, Дня защиты детей,
месячников по противопожарной безопасности и ГО ЧС, месячников безопасности
дорожного движения, социальных акций «Скажи наркотикам нет», антикоррупционных
мероприятий и т.п.
5. Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и
ценностей обучающегося в таких сферах, как:
– отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,
самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному
образованию в рамках осуществления жизненных планов);
– отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
– отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению
со сверстниками, старшими и младшими);
– отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к
семейной жизни);
– отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
– отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
– трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается активом Школьной Республики с
учётом мнения педагогического коллектива школы и родительской общественности. При
подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса,
классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается
вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.
План внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в
соответствии
с
пятью
профилями:
естественно-научным,
гуманитарным,
социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля)
предполагает:
– организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
– проведение учебных собраний по проблемам организации учебного процесса,
индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения
обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В рамках профориентационной работы организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
Результаты внеурочной деятельности
Приобретение учащимися опыта осуществления социально значимых действий,
ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признается ценностями.
5

Взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами
образовательной организации. Учащиеся становятся организаторами коллективно –
творческой деятельности, планируют деятельность, контролируют ее, учатся формировать
цели и задачи, анализировать процесс и достигнутые результаты.
Для мониторинга и учета образовательных результатов ВУД используется
психолого-педагогический инструментарий, Портфолио.
Часы внеурочной деятельности реализуются в течение учебной недели, в период каникул, в
выходные и нерабочие праздничные дни. Курсы внеурочной деятельности могут
включаться в основное расписание уроков.
Учет занятости учащихся во внеурочное время, в том числе учет посещения занятий
внеурочной деятельности осуществляется классными руководителями.
Учет занятий внеурочной деятельности по учебным предметам осуществляется
педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в ОО оформляются журналы
учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки учащихся, Ф.И.О.
педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в
соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия
внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.

Сетка учебного плана внеурочной деятельности на 2024-2025
Направления внеурочной деятельности / название образовательной
программы
1. Информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической тематики «Разговоры о важном»
« Разговоры о важном»
2. Инвариантный компонент
«Россия – мои горизонты»
«Функциональная грамотность»
Итого за год

6

11

Всего

1

1

1
0,5
2,5

1
0,5
2,5

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».