МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=660200
7580-667701001-009721891906,
E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:56:30
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ИСТОРИИ» (ВАРИАНТ 1)
Мир истории (2часа в неделю; 70 часов в год)
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная рабочая программа общего образования по по
предмету «Мир Истории» составлена для учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной программы для
детей с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Общая характеристика предмета
Учебный предмет история включён в федеральный компонент образовательной области
«Обществознание» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Учащиеся овладевают предметом 2 часа в неделю, 68
часов в год. Мир истории» - новый пропедевтический курс в 6 классе, который позволяет
уточнить и обобщить имеющиеся у учащихся представления о себе, о ближайшем
социальном окружении, понять, как они разбираются в социальных и общественных
явлениях. Введение курса связано с тем, что учащимся трудно осваивать исторические
факты, события в их временной перспективе.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах.
Обучение истории направлено на решение следующих задач:
-уточнение имеющихся у учащихся знаний, формирование предпонятий и понятий об
истории, об ее источниках, путях эволюции человеческого общества;
- общее развитие учащихся, коррекция познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах
обучения;
-воспитание целенаправленной деятельности.
Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному
перечню требований,
минимальный уровень — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
-знать основные понятия;
-иметь представления по разделам программы;
-участвовать в диалогах и беседах;
-понимать содержание учебных заданий;
-проявлять интерес к изучению истории.
Минимальный уровень:
-знать наиболее доступные исторические события;
-уметь отвечать на вопросы и слушать учителя;
-выполнять предложенные виды заданий;
-использовать помощь учителя;
-адекватно реагировать на оценку учебных действий;
-выбирать правильный ответ из ряда предложенных.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание предмета «Мир истории»
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас
История имени. Знаменитые имена России. История фамилии. Происхождение фамилий.
Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный
альбом. Понятие о родословной. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. История улицы. Местность, где мы живем (город).Край
(область, республика), в котором мы живем, главный город края. Страна, в которой мы
живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика в
составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах:
Государственный герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой
и малой родине. Соседние государства. Другие страны мира. Планета, на которой мы
живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Приборы для отсчета
времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена
года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Понятие об
историческом времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский
календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века,
конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие, основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI
век). История — наука об изучении развития человеческого общества. Способы
получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения.
Источники исторических знаний. Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об
историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической
науки.
История древнего мира
Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные,
религиозные). Время появления человека прямоходящего. Человек умелый. Древнейшие
люди. Древний человек приходит на смену древнейшему. Наступление ледников. Человек
разумный. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.
Понятия о семье, общине, роде, племени.
История вещей и дел человека
Источники огня в природе. Использование огня для жизни. Использование огня в
производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, производство
пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха, его последствия в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии. Современные способы получения большого количества
энергии. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества. Вода в
природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Вода и земледелие.
Использование человеком воды для получения энергии. Понятие о жилище. История
появления жилища человека. Первые жилища. Влияние климата и национальных
традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных
памятниках в строительстве. История появления первой мебели. Изучение мебельного
производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Добывание пищи
древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания. Приручение
животных. История хлеба и хлебопечения. История появления посуды. Глиняная посуда.
Деревянная посуда. Посуда из других материалов. Материалы для изготовления одежды и
обуви. Различия в мужской и женской одежде. Виды одежды древнего человека.
Изготовление одежды как искусство. История появления обуви.
История человеческого общества
Первобытные люди. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире
(общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Понятия о науке.
Направления в науке, астрономия, математика, география и др. Причины возникновения
речи как главного средства для общения и коммуникации. История латинского и
славянского алфавита. История книги и книгопечатания. История воспитания и
образования. Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятие о
цивилизации. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Сообщества
первых людей. Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат
власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура,
демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах,
государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель
развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном
государстве. Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические,
освободительные. Исторические уроки войны.
Тематическое планирование предмета «Мир истории»
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Введение. Зачем нужно изучать историю
История имени
Отчество
Прозвища и возникновение фамилии человека
Семья
Биография
Поколения людей
Практикум «Составление родословной моей семьи»
Практикум по теме «Имя, отчество, семья, родословная
человека
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
О доме
Название городов и улиц
Практикум. Названия населенных пунктов и улиц моей
Малой Родины
Родник «Двенадцать ключей»
Истоки
Наша Родина - Россия
Как устроено государство
Герб, флаг и гимн России
Москва – столица России
Мы жители планеты Земля
Практикум по теме «Наша Родина – Россия»
Что такое время.
Что изучает наука хронология
Практикум. Счет времени
История календаря
Русский земледельческий календарь
Счет лет в истории. Историческое время
Практикум по теме «Что такое время и как его изучают»
Что такое история
Какие науки помогают истории
Как работают археологи
Исторические памятники
Практикум. Исторические памятники моей Малой Родины
Историческая карта
Практикум по теме «Что изучает наука история»
Земля и космос
От кого произошел человек
Человек умелый
Следующее поколение людей каменного века
Наступление ледника
Как жили древние охотники, кочевники, собиратели
Новые занятия людей
Практикум по теме «История Древнего мира»
Огонь в жизни древнего человека
Огонь, глина, гончар
Огонь открывает новую эпоху в жизни человека
Вода, ее значение в жизни человека
Вода и земледелие
Вода как источник энергии
Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появились каша и хлеб
История об обыкновенной картошке
О керамике, фарфоре и деревянной посуде
История появления одежды
Одежда и положение человека в обществе
Как люди украшали себя
Практикум по теме «История вещей. Занятия человека на
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68-70
Земле»
О далеких предках – славянах и родовом строе
Как люди понимали мир природы в древности
Современные религии, как они появились. О буддизме
Современные религии. О христианстве
Современные религии. Об исламе
Искусство и культура
Письмо и первые книги
От изобретения колеса к новым открытиям
Человечество стремится к миру
Практикум по теме «Человек и общество»
Итоговое повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3