Оглавление
1 Основные характеристики общеразвивающей программы ............................................3
1.1 Пояснительная записка ...........................................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ......................................................................4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .........................................................................5
1.4 Планируемые результаты .......................................................................................................8
2 Организационно-педагогические условия ..........................................................................9
2.1 Условия реализации программы ............................................................................................9
2.2 Формы /контроля и оценочные материалы ...........................................................................9
Список литературы ...................................................................................................................10
2
1 Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность: Данная программа разработана в соответствии с требованиями
нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
3
Согласно ФЗ № 273 (ст. 12 п. 5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о
своём будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной
деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных,
предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах, подготовке таких
специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому
профессиональное самоопределение школьников – социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников
профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения,
осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит
планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути,
«профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к
самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального
развития личности.
Школьникам, в особенности старшеклассникам, для принятия решения, выбора
жизненного пути нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и
рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности,
способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой
задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи
должна система школьной профориентации, а также проведение всероссийских открытых
уроков.
Базовый уровень программы предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Адресат: Программа рассчитана на обучающихся 12-16 лет. Количество учащихся –
до 30 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Объем программы: 70 часов.
Срок освоения программы: 1 учебный год.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, тренинг,
мастер-класс, экскурсия, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов: беседа, творческий отчет, презентация.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель:
формирование
готовности
обучающихся
к
профессиональному
самоопределению, обоснованному выбору профессии с учетом своих способностей,
возможностей и полученных знаний современной хозяйственной деятельности человека и
о современном рынке труда.
Задачи:
Образовательные задачи:
Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4
Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной
деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Воспитательные задачи:
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой
карьеры с собственных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям
личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду.
Развивающие задачи:
Развитие потребности в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации.
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах
применительно к реализации себя в будущей профессии.
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в
процессе коллективной работы. Развитие самостоятельности, ответственности в принятии
решений.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
всего теория практика
Формы
аттестации/контроля
1.
Вводное занятие.
Многообразие мира
профессий
2
2
2.
Мир профессий
51
43
8
Опрос, беседа
3.
4.
Я и профессия
Всероссийский
урок
7
10
4
6
3
4
Анкетирование
Тестирование
70
55
15
открытый
Опрос, беседа
Содержание учебного (тематического) плана:
1-2. Вводное занятие.
Теория: Многообразие мира профессий.
3. Мир профессий.
Теория: Понятие профессии. Разнообразие профессий их классификация.
4. Мир профессий.
Теория: Анализ профессий. Характеристика профессий по общим признакам
профессиональной деятельности. Предмет труда, цель и средства труда в
профессиональной деятельности. Условия в труде. Самостоятельность в трудовой
(профессиональной) деятельности.
5-6. Мир профессий.
Теория: Профессия «ветеринар»
7-8. Мир профессий.
5
Теория: Профессия «хлебороб»
9-10. Мир профессий.
Теория: Профессия «учитель», «воспитатель»
11-12. Мир профессий.
Теория: Профессия «водитель»
12-13. Мир профессий.
Теория: Профессия «повар»
14-15. Мир профессий.
Теория: Профессия «музыкант» , «актер», «художник»
16-17. Мир профессий.
Теория: Профессия «Программист»
18-19. Мир профессий.
Теория: Профессия «хирург»
20-21. Мир профессий.
Теория: Профессия «биотехнолог»
22-23. Мир профессий.
Теория: Профессия «специалист по кибербезопасности»
24-25. Мир профессий.
Теория: Профессия «разработчик мобильных приложений»
26-27. Мир профессий.
Теория: Профессия «специалист по машинному обучению»
25-28. Мир профессий.
Практика: Регистрация и участие в мероприятиях проекта «Билет в будущее»
29. Мир профессий.
Теория: Профессия «гейм-дизайнер»
30. Мир профессий.
Теория: Профессия «пилот»
31. Мир профессий.
Теория: Профессия «аналитик данных»
32. Мир профессий.
Теория: Профессия «маркетолог»
33. Мир профессий.
Теория: Профессия «ТОП-менеджер»
34. Мир профессий.
Теория: Профессия «инженер-конструктор»
35. Мир профессий.
Теория: Профессия «инженер-проектировщик»
36. Мир профессий.
Теория: Профессия «горный инженер»
37. Мир профессий.
Теория: Профессия «бухгалтер»
38. Мир профессий.
Теория: Профессия «переводчик»
39. Мир профессий.
Теория: Социальные проблемы труда. Анализ предприятий района: производственная и
непроизводственная сфера.
40. Мир профессий.
Практика: Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых
профессий.
41. Мир профессий.
Теория: Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения
труда. Профессии и специальности. Квалификация.
6
42. Мир профессий.
Теория: Профессиональная перспектива.
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие
способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива..
43. Мир профессий.
Практика: Правила составления резюме.Составление резюме
44-45. Мир профессий.
Теория: Собеседование. Правила и нормы поведения. Подготовка к собеседованию: речь,
одежда (дресс-код), этикет.
46-47. Мир профессий.
Теория: Труд несовершеннолетних. Знакомство с Трудовым кодексом РФ.
48-49. Мир профессий.
Теория: Финансовая грамотность для школьников.
50. Мир профессий.
Теория: Личный профессиональный план. Понятие о профессиональной карьере.
Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как
средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной
деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
51. Мир профессий.
Практика: Заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ
личного профессионального плана.
52. Мир профессий.
Теория: Готовность к выбору профиля, профессии. Оценка способности к самоанализу,
анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности.
Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
53. Мир профессий.
Практика: Диагностический тест «Профессия мечты»
54. Я и профессия.
Теория: Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Потребности и мотивы как условие активности личности, виды мотивов.
55. Я и профессия.
Теория: Роль темперамента в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика
основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и
профессиональной деятельности.
56. Я и профессия.
Практика: Определение типа своего темперамента.
57. Я и профессия.
Теория: Возможности личности в профессиональной деятельности
Профессиограмма. Понятие о профпригодности. Профессионально важные
качества. Способности общие, специальные. Интеллектуальные способности
и успешность профессионального труда. Понятие интеллекта. Уровень
развития интеллекта. Тип интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти.
Внимание. Мышление. Виды мышления.
58. Я и профессия.
Практика: определение уровня интеллекта
59. Я и профессия.
Теория: Здоровье и выбор профессии. Общее представление о нервной системе и ее
свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых
7
профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по
медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.
60. Я и профессия.
Практика: Диагностика здоровья.
61. Всероссийский открытый урок
Теория: Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в
условиях различного рода чрезвычайных ситуаций)
62. Всероссийский открытый урок
Теория: Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской
обороны Российской Федерации)
63. Всероссийский открытый урок
Теория: Всероссийский урок «История самбо»
64. Всероссийский открытый урок
Теория: Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны)
65. Всероссийский открытый урок
Теория: День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы»
66. Всероссийский открытый урок
Теория: Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны)
67-68. Всероссийский открытый урок
Практика: Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников
«Проектория».
69-70. Всероссийский открытый урок
Практика: «Урок Цифры»
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
-овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении;
-формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднении и физических
препятствий;
-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Предметные результаты:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-ставить и формулировать проблемы;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
8
-установление причинно-следственных связей.
2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение – персональный компьютер, мультимедийный
проектор, аудиоколонки.
Кадровое обеспечение: Педагог прошел профессиональную переподготовку в Центре
профессионального менеджмента «Академия бизнеса» по профессиональной программе
«Педагогика дополнительного образования» в марте 2019 года. Стаж педагогической
деятельности 4 года. Имеет соответствие занимаемой должности.
Применение педагогом современных методов обучения и воспитания в сочетании с
традиционными приемами способствует максимальному погружению школьников по
интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих способностей
педагог использует активные методы, приемы и формы обучения.
Методические материалы:
- методические рекомендации по организации и проведению всероссийских уроков;
- презентации;
- видеоуроки;
- тематическая литература.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
№ п/п
Форма аттестации
Вид контроля
Дата проведения
1
2
3
Входной контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
Опрос, беседа
Анкетирование
Тестирование
октябрь
декабрь
май
9
Список литературы
Литература для педагога:
1. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов.
М.: Академия, 2006.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2007.
3.
Литература для учащихся (родителей):
1.
Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой
выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
2.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс,
1996.
3.
Постановление Правительства РФ «О развитии государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения». Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
4.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
5.
Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросчики (8-11
классы). - Москва: Вако, 2005.
6.
Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред.
С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение, 2007.
10