ДОО «Орлята России» (социально-гуманитарное направление)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МБОУ "СОШ № 16"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 16"

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16""",
ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906, ИНН
ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901, E=ou16@mail.ru,
G=Анна Николаевна, SN=Березина, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-06 10:37:55
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Утверждено
Приказ № __81/2_
от «_31_» ___08__ 2023 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Березина А.Н.

«___» _________ 2023 г.
Протокол № _________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Орлята России»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тарасова Эвелина Вадимовна

п. Сосновый Бор
2023

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы ................................................... 3
1.1 Пояснительная записка .......................................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ..................................................................4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .....................................................................5
1.4 Планируемые результаты....................................................................................................8
2. Организационно-педагогические условия ............................................................................ 11
2.1 Условия реализации программы ......................................................................................11
2.2 Формы аттестации/контроля.............................................................................................12
2.3 Оценочные материалы ......................................................................................................12
3.Список литературы................................................................................................................... 19

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная
Актуальность:
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Программа «Орлята России» направлена на развитие у детей способности творчески
преобразовывать окружающий мир, на формирование российских базовых национальных
ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Главный принцип
участия в Программе - всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и
удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых острых
проблем нашего времени и актуальная образовательная задача для педагога. Огромные
изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных
ценностей, отношения к событиям нашей истории, поэтому необходимо как можно
раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать чувство гордости за
достижения страны, уважение к армии, восхищение мужеством воинов, развивать интерес
к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Работа по патриотическому воспитанию детей напрямую связана и с их физическим
развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими,
ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным
воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов
формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и
патриотизм. Патриотическое воспитание в соединении с физическим развитием
способствует формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой,
способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем
гражданственности и патриотизма. Это единение является элементом успешной
интеграции и социализации дошкольника в общество.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
3

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
 приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
 постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 7 до 11 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 25 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ,
одаренные дети и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Объем программы: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Перечень форм обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые занятия,
Перечень видов занятий: беседы, игры, дискуссии, ролевые игры, мозговая атака,
просмотр и обсуждение видеороликов, круглый стол, тренинги, акции, квест.
Перечень форм подведения итогов: предоставление результатов в виде фото/видео
отчётов в социальных сетях.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи:
4

 Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
 Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
 Развивать творческие способности и эстетический вкус.
 Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
 Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
 Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
 Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
 Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№п/
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п
всего
теория
практика аттестации/контроля
1
Создание орлятского
Вводный
«Орлятский 1
0,5
0,5
уголка
урок»
2.
Проведение
игр,
«Орлёнок – Лидер»
5
2,5
2,5
бесед, викторин, учёт
2.1
«Лидер – это…»
1
0,5
0,5
активности участия
«Я могу быть лидером»
2.2
«В команде рождается 1
0,5
0,5
лидер»
«КЛАССный выходной»
2.3
«От идеи – к делу»
1
0,5
0,5
2.4
КТД «Вместе мы сможем 1
0,5
0,5
всё»
«Встреча с тем, кто умеет
вести за собой»
2.5
«Мы дружный класс!»
1
0,5
0,5
3.
Проведение
игр,
«Орлёнок – Эрудит»
4
2
2
бесед, викторин, учёт
3.1
«Кто такой эрудит?»
1
0,5
0,5
активности участия
«Я – эрудит, а это
значит…»
3.2
«Игра – это полезно и 1
0,5
0,5
интересно»
«Эрудит – это широкий
кругозор»
3.3
«Твори!
Выдумывай! 1
0,5
0,5
Пробуй!»
КТД «Играй, учись и
узнавай»
3.4
Встреча с эрудитом «Хотим 1
0,5
0,5
всё знать!»
Итоги трека «На старте
новых открытий»
4.
Проведение
игр,
«Орлёнок – Мастер»
4
2
2
бесед, викторин, учёт
4.1
«Мастер – это…»
1
0,5
0,5
5

4.2
4.3
4.4

5.
5.1

5.2

5.3

5.4

6.
6.1
6.2

6.3

6.4

6.5
7.
7.1
7.2

7.3

7.4

7.5
8.

«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит
гордо!»
«Путь в мастерство» –
подводим итоги
«Орлёнок – Доброволец»
«От
слова
к
делу»
«Спешить на помощь
безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее
настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи
к делу»
КТД «Подари улыбку
миру!»
«Доброволец – это доброе
сердце»
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех
друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга
рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии»
«Мой след на планете»
КТД
«Знаю,
умею,
действую»
Экологический
квест
«Ключи
природы»
Игра
по
станциям
«Путешествие в
природу»
«Шагая в будущее – помни
о планете»
«Орлёнок –
Хранитель

активности участия
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4
1

2
0,5

2
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

5
1
1

2,5
0,5
0,5

2,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
5
1

0,5
2,5
0,5

0,5
2,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

5

2,5

2,5

Проведение
игр,
бесед, викторин, учёт
активности участия

Проведение
игр,
бесед, викторин, учёт
активности участия

Проведение
игр,
бесед, викторин, учёт
активности участия

Проведение
игр,
бесед, викторин, учёт
6

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5
9

Исторической памяти»
«Орлёнок – Хранитель
исторической
памяти»
«Традиции моей страны»
Кодекс
«Орлёнка
–
Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится
ближе»
КТД «Мы – хранители
памяти»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов
участия в Программе
ИТОГО

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

активности участия,
творческий отчёт

34

Содержание учебного (тематического)плана:
Раздел 1. Вводный «Орлятский урок»
Теория: Обучающиеся познакомятся с программой и получат эмоциональный
настрой на участие в Программе.
Практика: Создадут классный уголок.
Раздел 2. «Орлёнок – Лидер»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятием «Лидер», познакомятся с
лидерами нашей страны, школы; узнают какими качествами должен обладать хороший
лидер.
Практика: Обучающиеся попробуют себя в роли лидера, приобретут опыт
совместной деятельности, поработают с конструктором “Лидер”, пройдут тренинги –
пробуем выполнить здесь и сейчас ЧТП.
Раздел 3. «Орлёнок – Эрудит»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятием «Эрудит», познакомятся с
разными способами получения информации, узнают интеллектуальные секреты эрудита,
узнают «10 великих открытий русских учёных».
Практика: Обучающиеся начнут работу с символом трека - конвертом- копилкой,
пройдёт игра «Хочу всё знать», игра «Лото» – соединить ФИ и портрет известного
россиянина и в чем заключался его талант, открытия; интеллектуальная игра «Вопрос от
эрудита».
Раздел 4. «Орлёнок – Мастер»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятием «Мастер», познакомятся с
пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных
профессиях; узнают о 10 самых известных мастерах России.
Практика: Обучающиеся пробуют себя в роли мастеров, создадут коллективно творческую работу «Наши младшие друзья», пройдут тренинг «Мы мастера», поиграют
по станциям «Город мастеров», создадут КТД «Россия мастеровая».
Раздел 5. «Орлёнок – Доброволец»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятиями «Добро. Доброволец. Волонтёр.
Добровольчество», познакомятся с волонтёрским движением в России, узнают где
помогают волонтёры и почему всем это важно, узнают виды волонтёрства, познакомятся с
некоторыми фондами России.
Практика: Обучающиеся будут решать кейсы «Как поступить в данной ситуации и
что попросить в награду», создадут КТД «Создай людям хорошее настроение» – плакат7

сюрприз; пройдёт совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для
бабушек и дедушек (родных, соседей)? Что значит быть добрым рядом с ними?
Раздел 6. «Орлёнок – Спортсмен»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятием «Орлёнок-спортсмен», узнают
что такое здоровый образ жизни, из чего он состоит, почему это важно; мы поговорим
о режиме дня и значении двигательной активности, узнаем о 10 великих спортсменах
страны.
Практика: Работа с чек-листом, создание упражнений для перемены, дома; Игра
«Победа над Великим Нехочухой», Игра с элементами ТРИЗ: придумываем новый вид
спорта, КТД «Зарядка».
Раздел 7. «Орлёнок – Эколог»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятиями «Экология. Эколог», узнают
какими качествами должен обладать эколог, узнают какие экологические проблемы есть в
нашем регионе и как мусор влияет на природу.
Практика: Обучающиеся соберут рюкзачок эколога, игровое упражнение «Учимся
понимать природу», работа с качествами, которые необходимы экологу, игра
«Экологическая ромашка», дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре?
Коллективная работа с элементами КТД «Рисуем плакат «Не бросай мусор».
Раздел 8. «Орлёнок –Хранитель Исторической памяти»
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятием «Хранитель», откроют для себя и
примут значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края,
обсудят кто может быть хранителем, что можно хранить, для кого хранить, зачем хранить,
как и где хранить?
Практика: Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие традиции есть в
России и регионе, делаем художественный коллаж из заготовок/вырезок «Традиции
России». Коллажи вкладываем в альбом, обсуждаем: что мы можем сделать, чтобы
сохранить красоту родного края, родной страны. Составляем кодекс «Орлёнка –
хранителя».
Раздел 9. Подведение итогов участия в Программе
Теория: Обучающиеся актуализируют все полученные знания.
Практика: Создадут творческий отчёт.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке
как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:





понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
8

 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
 проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
 способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои
мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
9

 умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
 умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
 участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
 умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе;
 умение высказывать и отстаивать свое мнение;
 умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
 признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
 умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы;
 умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно
по отношению к окружающим;
 умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
 умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
 умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
 умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств
её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
 формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
 формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
10

2 класс
Знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения
(своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова
«эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для
выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением
слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять
элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и
волонтёр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм;
осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение;
умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды
и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания
научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи
языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами,
которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность
и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на
укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового
образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание
необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство
с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять
уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории
России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
 принтер
 ноутбук
 мультимедийный проектор
 колонки
Оборудование для занятий в кабинете:
 стол педагога
 столы для учащихся
 стулья
 магнитная доска
 маркеры, карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти, краски
Кадровое обеспечение:
Педагоги Тарасова Эвелина Вадимовна и Горинова Юлия Сергеевна прошли
обучение по дополнительной профессиональной программе «Педагогика дополнительного
образования детей и взрослых». Применение педагогами современных методов обучения
11

и воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует максимальному
погружению членов объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью
развития творческих способностей педагоги используют активные методы, приемы и
формы обучения.
Педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень.
Методические материалы:
 тематическая литература.
 видеопособия
 дидактический материал
 фотоматериалы
2.2 Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной программы
«Орлята» применяются промежуточный и итоговый контроль.
№
Форма аттестации
Вид контроля
Дата проведения
п/п
Тесты, викторины, беседы по
1.
Промежуточный контроль
январь
итогам треков, участие в
конкурсах.
Творческий отчет о
2.
Итоговый контроль
май
проделанной работе,
индивидуальные беседы
2.3 Оценочные материалы
Игра для подведения промежуточных итогов обучающихся
Промежуточный контроль осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения
практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с
различными источниками информации. Контроль знаний осуществляется с помощью
заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль.
Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Тест « Я - лидер» (орлёнок-лидер)
Вопросы:
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
12

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в
каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
13

Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.

Викторина « Я эрудит» (Орлёнок-эрудит)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1 тур «Смекалка»
Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?
Ответ: 6 тракторов
Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить
6 таких яиц? Ответ: 5 минут
У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него
ног? (Всего 4)
Сколько орехов лежит в пустом стакане? (Стакан то пустой)
Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки
внуков? (Одна внучка)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько
птиц? Ответь скорей (5 птиц, а щука и угри не птицы)
Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на
двух ногах? (2 кг)

2 тур «Дальше, дальше, дальше»
Блок 1
1. Сколько месяцев в году? (12)
2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
3. Колобок, обросший иглами? (Ёж)
4. Юный волшебник, у которого есть сова? (Гарри Поттер)
5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
6. Кто всю зиму спит? (Медведь)
7. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
8. Зимой и летом одним цветом? (Ель)
9. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
10. В какое время года появляются подснежники? (Весной)
11. Что значит «прикусить язык? (Замолчать)
12. Какой первый день недели? (Понедельник)
14

13. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
14. Мальчик, которого похитила Снежная королева? (Кай)
15. Пальто, платье, свитер это... (Одежда)
Блок 2
1. Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)
2. Сколько дней в недели? (7)
3. Курица в детстве? (Цыпленок)
4. Вредная старуха из русских народных сказок?(Баба - Яга)
5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
6. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
7. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
8. Висит груша - нельзя скушать? (Лампочка)
9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполлино)
10. В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной)
11. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать)
12. Первый месяц года? (Январь)
13. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Алёнушка)
14. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
15. Сапоги, туфли, ботинки это... (Обувь)
3 тур «Путешествие по сказкам»
 Назовите летательный аппарат Бабы Яги

 Что принадлежит фее?

-невидимка.
 Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

 Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

 Кого поймал Емеля?

 Что хранилось в сундуке Кощея?

15

4 тур «Отгадай загадки»
1. Она весну встречает - сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску. Узнаешь ты... (березку).
2. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый... (дятел).
3. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ежик).
4. Наш огород в образцовом порядке.
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг
Пики зеленые выставил... (лук)
5. Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней... (помидора).
6. На спине свой носит дом.
Не нуждается ни в ком.
При себе всегда пожитки у медлительной... (улитки).
7. Солнце греет и печёт,
Ручеёк с горы течёт.
Тает снег, кругом вода,
Значит, к нам пришла …(весна)
8. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (олень)
9. Лейся, дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам)
10. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)
11. Злая как волчица.
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же… (крапива)
12. В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс... (звонок).
13. Кто же ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит... (черепаха).
14. На ромашку у ворот
Опустился вертолетЗолотистые глаза.
16

Кто же это?... (стрекоза).
15. Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?... (слон).
16.Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
17.Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
18. Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
19.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Творческий
отчёт,

Я-хранитель

Я-эколог

Я-спортсмен

Я-доброволец

Я-мастер

Я-эрудит

Я-лидер

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.
Формы оценки: защита и презентация творческого отчёта.
Оценочные материалы: Учащиеся проходят аттестацию в форме тестирования в
устной форме по выявлению уровня знаний, умений и навыков по завершении изучения
каждого раздела программы, создают творческий отчёт.
Критерии оценки:
Результат диагностики заносится в лист оценки достижений учащихся.
№ ФИО
Итог
п/
п

Условные обозначения сокращений:
«∆» – достаточный уровень – учащийся овладел не в полной мере знаниями,
умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные
затруднения при выполнении практических занятий, выполняет лишь простейшие
практические задания;
«□» – средний уровень у учащихся объем усвоенных умений и навыков
достаточно высок, практические занятия выполняет с помощью педагога, задания
17

выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может
оценить их и выполнить;
«○»– высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным
оборудованием, не испытывает особых затруднений, практические задания выполняет с
элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в
объединении, проявляет творческий подход при выполнении заданий.

18

3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22
сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г.)
2.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и
игр (изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебно-методический центр,
2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.
И.Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55.
6.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование
внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание
школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
7.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный
подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова //
Начальная школа. 2015. № 11. С. 49-53.
9.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. :
табл.; 20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 9785-88753-114-4. – Текст: непосредственный.
10.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с.
11.
Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности
школьников:
учебно-методическое
пособие.
–
СПб,
Издательство
«КультИнформПресс», 2021. – с. 77
12.
Социокультурный опыт современных детей и его развитие в процессе
воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М. Клемяшова, Н.Н.
Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. –
268 с.; ISBN978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
13.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина М.Р.,
Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И. Рожкова. Москва:
ИД «Научная библиотека», 2016. 158 с.
14.
Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И.
И.Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».