МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 16"
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
ИНН ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901,
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-21 00:25:33
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к Основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Образовательная программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО
«Моя информационная культура»
для 1-4 классов
направление: информационная культура
Составитель: Фадеева Е.Ф.
учитель информатики
высшая квалификационная категория
п. Сосновый Бор
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой
частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего
поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания
компьютера как современного средства обработки информации.
Данная программа внеурочной деятельности дает возможность учащимся приступить к
изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им
уровне развития, научиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами::
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
ФГОС НОО, утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
3.
ФОП НОО Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 992 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
(Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115);
5.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.09.2017 г. №
09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности»
6.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»2.4.3648-20 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
7. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
(вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ");
9. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;
10.
ООП НОО МБОУ«СОШ № 16»
Актуальность заключается в том, что интерес к изучению информационных технологий
у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время
уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный
заказ общества, школа должна решать новую проблему - подготовить подрастающее
поколение к жизни в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые
вопросы связаны с простейшими навыками работы на компьютере, которые можно без особых
проблем приобрести в данном возрасте.
2
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной
деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших
школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и
занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших
школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является
показателем школьной зрелости, а также поможет детям легко и радостно включиться в
процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь
действовать самостоятельно».
Выполнение заданий в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через
совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Данная программа обеспечивает развитие универсальных учебных действий:
обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях,
обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности, включают
действия постановки и решения проблем,
обеспечивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель программы – создание условий для всестороннего развития и воспитания личности
младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи программы:
Расширить кругозор и познавательные интересы у учащихся, формировать умения
применять на практике знания, полученные во время занятий;
Формировать навыки работы с текстом, создание графических изображений,
оперирование информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий
и рассуждений на практике;
Связать обучение с жизнью, сформировать практические навыки работы с
компьютером;
Развивать универсальные учебные действия, такие как: умения учащихся
осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку,
саморегуляцию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что курс состоит из 4
параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте
(личностное самоопределение в учебном действии, умение выполнять пробное учебное
действие, фиксировать затруднение в учебном действии, выявлять его причину, ставить цель,
составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели,
реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить
самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации,
методами работы с текстами, рисунками, организация саморазвития познавательных
процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров,
норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
3
Количество часов – 1 класс – 17 ч
2 класс - 17 ч
3 класс - 34 ч
4 класс - 34 ч
Формы занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и
практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий
можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (беседа,
практическое выполнение упражнений, использование логических задач, загадок, работа в
группах, игры и т.д.).
Планируемые результаты реализации программы
ЛИЧНОСТНЫЕ
Обучающийся получит возможность для
формирования
Внутренняя позиция школьника
внутренняя позиция школьника на уровне внутренней позиции школьника на уровне
положительного
отношения
к
школе, положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты понимания
необходимости
обучения,
школьной действительности и принятия выраженного
в
преобладании
учебнообразца «хорошего ученика»
познавательных мотивов и предпочтений
социального способа оценки знаний
У обучающегося будут сформированы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Познавательные универсальные действия
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков
анализировать
объекты с выделением
существенных и несущественных признаков
Умение выбрать основание для сравнения объектов
сравнивает по заданным критериям два три осуществлять сравнение, самостоятельно
объекта, выделяя два-три существенных выбирая основания и критерии
признака
Умение выбрать основание для классификации объектов
проводит классификацию по заданным осуществлять
классификацию
критериям
самостоятельно выбирая критерии
Умение доказать свою точку зрения
строить рассуждения в форме связи простых строить
логические
рассуждения,
суждений об объекте, свойствах, связях
включающие
установление
причинноследственных связей
Умение определять последовательность событий
устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий,
выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять последовательность выполнения определять последовательность выполнения
действий,
составлять
простейшую действий,
составлять
инструкцию
инструкцию из двух-трех шагов
(алгоритм) к выполненному действию
Умение использовать знаково-символические средства
использовать
знаково-символические создавать и преобразовывать модели и схемы
4
средства, в том числе модели и схемы для для решения задач
решения задач
Умение кодировать и декодировать информацию
кодировать и декодировать предложенную кодировать
и
декодировать
свою
информацию
информацию
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
понимать информацию, представленную в понимать информацию, представленную в
неявном виде (выделяет общий признак неявном виде (выделяет общий признак
группы элементов, характеризует явление по группы элементов, характеризует явление по
его описанию).
его
описанию)
и
самостоятельно
представлять информацию в неявном виде.
-Регулятивные универсальные действия
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
Принимать и сохранять учебные цели и в сотрудничестве с учителем ставить новые
задачи
учебные задачи
Умение контролировать свои действия
осуществлять контроль при наличии эталона
Осуществлять
контроль
на
уровне
произвольного внимания
Умения планировать свои действия
планировать и выполнять свои действия в планировать и выполнять свои действия в
соответствии с поставленной задачей и соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации
условиями ее реализации в новом учебном
материале
Умения оценивать свои действия
оценивать
правильность
выполнения самостоятельно
адекватно
оценивать
действия на уровне ретроспективной оценки
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые
коррективы
в
исполнение как по ходу его реализации, так и
в конце действия
- Коммуникативные универсальные действия
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность
научиться
Умение объяснить свой выбор
строить понятные для партнера высказывания строить
понятные
для
партнера
при объяснении своего выбора
высказывания при объяснении своего выбора и
отвечать на поставленные вопросы
Умение задавать вопросы
формулировать вопросы
формулировать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- работа с программами по созданию компьютерной графики (ТР Paint, MS Word, Power
Point);
5
- умение выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые действия по
заданному алгоритму;
- умение находить приемы решения заданий логического характера, умение использовать
знаково-символические средства для решения задач;
- овладение конкретными знаниями по информатике, необходимыми в практической
деятельности.
Содержание программы
Устройства ввода информации (клавиатура и мышь). Работа с клавиатурными
тренажерами. Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые
действия с элементами компьютерного рисунка (перемещение, копирование, поворот,
отображение, наклон). Инструменты графического редактора. Разработка и создание рисунков
в программе Paint.
Работа с текстовым редактором MS Word. Набор, редактирование, форматирование
текста. Работа с таблицами, списками. Создание элементарных рисунков с помощью панели
рисования.
Работа в программе MS Power Point.
Информация и информационные процессы.
На теоретических занятиях:
Знакомство с устройствами ввода информации (мышь, клавиатура);
Возможности ГР Paint, ТР MS Word, MS Power Point.
основные инструменты, использующиеся для создания рисунков;
Правила набора текста;
Знакомство с технологиями работы по редактированию, форматированию текста;
На практических занятиях:
создавать и редактировать графический объект;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
создавать, редактировать и форматировать простейшие текстовые документы
создавать таблицы, списки, рисунки.
Создавать презентации в программе MS Power Point.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности
в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой
близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
6
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии
в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
Материально-техническое и учебно – методическое обеспечение
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении всего обучения в
соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения (
ГР Paint; ТР MS Word, MS Power Point).
Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее
оборудование:
- персональный компьютер; ноутбук
- мультимедийный проектор;
Методические пособия:
1. Информатика: учебник для 2 кл, в 2 ч. Матвеева Н.В.Бином. Лаборатория знаний, 2012
2. Мир информатики: Базовое учебное пособие под ред. Могилёва А.В. Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2004, 2 класс
3. Мир информатики: Базовое учебное пособие под ред. Могилёва А.В. Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2005, 3 класс
4. Мир информатики: Базовое учебное пособие под ред. Могилёва А.В. Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2005, 4 класс
Электронные пособия:
1.Мир информатики (6-9 лет), «Кирилл и Мефодий», 2003
2.Мир информатики (8-11 лет), «Кирилл и Мефодий», 2003
7
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2,3
4
5,6
7,8
9-12
13
14
15,16
17
1 класс
Тема занятия
Знакомство с компьютером (6 час)
Введение. Техника безопасности и организация
рабочего места. Роль компьютера в жизни человека.
Основные устройства компьютера.
Управляем мышью.
Наш помощник- клавиатура.
Учимся рисовать (8час)
Графический редактор Paint. Работа с инструментами
редактора.
Разработка и редактирование изображения.
Перемещение элементов рисунка
Копирование элементов рисунка
Создаем текст (3 час)
Знакомство с программой Блокнот. Набор текста.
Работа с фрагментами текста.
кол-во
часов
Дата
1
2
1
2
2
4
1
1
2
1
2 класс
№
п/п
1
2
3
4,5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
Тема занятия
Введение. Техника безопасности и организация рабочего
места.
Устройства ввода-вывода информации..
Компьютерный помощник – мышь.
Графический редактор Paint. Работа с инструментами
редактора.
Операции: перемещение, копирование элементов
рисунка
Разработка и редактирование изображения.
Проект «Мультипликационный герой»
Проект «Сказочное существо»
Знакомство с программой WORD. Набор текста.
Редактирование и форматирование текста.
Работа с фрагментами текста.
Повторение. Обобщение.
кол-во
часов
1
Дата
1
1
2
1
2
2
2
2
2
1
8
3 класс
№
п/п
1
Тема занятия
кол-во часов
Введение. Техника безопасности и организация
рабочего места.
2,3
Графический редактор Paint. Работа с инструментами
редактора.
4,5
Разработка и редактирование изображения.
6
Перемещение элементов рисунка
7
Копирование элементов рисунка
8
ТР WORD. Интерфейс.
9,10
Набор текста.
11,12 Редактирование и форматирование текста.
13,14 Работа с фрагментами текста.
15
Панель инструментов в ТР WORD
16,17 Рисование графическими примитивами
18, 19 Представление информации в форме таблиц.
20, 21 Диаграммы
22
Вставка рисунков из каталога клипов
23
Программа Power Point
24-26 Создание презентации
27-28 Анимация
29
Демонстрация. Слайд – шоу.
30
Программа Калькулятор.
31
Интернет.
32,33 Поиск информации.
34
Что такое электронная почта.
Дата
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
1
3
2
1
1
1
2
1
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6,7
8,9
10-11
12
13
14-17
18
19
20
Тема занятия
кол-во часов
Введение. Техника безопасности и организация
рабочего места.
Человек и информация
Источники информации
Приёмники информации
Компьютер и его части
ГР Paint. Инструменты редактора. Редактирование
изображения.
Перемещение, копирование элементов рисунка
ТР Word Набор текста.
Нумерация и маркеры.
Вставка специальных символов
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста,
форматирование текста, изменение направления текста
Вставка и редактирование рисунков
Надписи Word Art.
Программа Power Point.
1
Дата
1
1
1
1
2
2
2
1
1
4
1
1
1
9
21,22
23
24
25
26,27
28,29
30,31
32,33
34
Проект «Моя любимая игра»
Создание презентации
Анимация
Представление проекта
Носители информации
Кодирование информации
Письменные источники информации
Языки людей, языки программирования
Обобщение. Повторение
2
1
1
1
2
2
2
2
1
10