ВД «Занимательная информатика»5-6 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН,
СОСНОВЫЙ БОР ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА,
СТРОЕНИЕ 5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
16""", ОГРН=1026600580005, СНИЛС=09721891906,
ИНН ЮЛ=6602007580, ИНН=660202228901,
E=ou16@mail.ru, G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-21 00:23:50
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Образовательная программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС ООО
«Занимательная информатика»
для 5-6 кл
направление: внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы

Составитель: Фадеева Е.Ф.
учитель информатики
высшая квалификационная категория

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательная информатика» разработана на основе нормативно-правовой
базы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 г № 287;
 ФОП ООО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №
993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).
 Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 22.12.2022 N 71764);
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.09.2017 г. №
09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации ООП, в том числе в части
проектной деятельности»
 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»2.4.3648-20 СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
 ООП ООО МБОУ «СОШ № 16»
Информационные и коммуникационные технологии интенсивно внедряются во все
сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Внедрение компьютера в
школьное образование можно рассматривать, с одной стороны, как отражение общего
процесса компьютеризации, распространяющегося буквально повсюду, и, с другой
стороны, как средство повышения эффективности обучения.
Актуальность заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у
подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее
время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя
социальный заказ общества, школа должна решать новую проблему - подготовить
подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности
в высокоразвитом информационном обществе.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности.
Выполнение заданий в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый
через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Данная программа обеспечивает развитие универсальных учебных действий:
обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях,
обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности, включают
действия постановки и решения проблем, обеспечивает умение слушать и вступать в диалог,
2

участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель программы – формирование интереса к информационным технологиям, создание
условий для всестороннего развития и воспитания личности обучающегося в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Задачи программы:
- формирование информационной культуры школьника, под которой понимается
умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого
возможностей компьютера;
- формирование основных умений работы с различными профессиональными
инструментами;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала
школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого
богатейшего компьютерного инструментария.
Формы занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и
практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий
можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (беседа,
практическое выполнение упражнений, использование логических задач, загадок, работа в
группах, игры и т.д.).

Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование
следующих умений:
1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных
учителем.
3. Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
1. Делать предварительный отбор источников информации
2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.
3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы.
4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
3

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
1. Умение донести свою позицию до других.
2. Слушать и понимать речь других.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- работа с программами по созданию компьютерной графики, текстов;
- умение выбирать и составлять алгоритм действий, выполнять пошаговые действия по
заданному алгоритму;
- умение находить приемы решения заданий логического характера, умение использовать
знаково-символические средства для решения задач;
- овладение конкретными знаниями по информатике, необходимыми в практической
деятельности.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу внеурочной деятельности «Занимательная информатика» положены ценностные
ориентиры,
достижение
которых
определяются
воспитательными
результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
 Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в
защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
 Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии
в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
4

Содержание программы
Устройства ввода информации (клавиатура и мышь). Назначение графических
редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с элементами компьютерного
рисунка (перемещение, копирование, поворот, отображение, наклон). Инструменты
графического редактора. Разработка и создание рисунков в программе Paint.
Решение логических задач в графическом редакторе: решение головоломок в процессе
освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов.
Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом
редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: выделение графических примитивов в составе сложного
графического объекта и конструирование сложного графического объекта из графических
примитивов; выделение повторяющихся фрагментов в орнаментах; поиск способов решения
головоломок; разработка плана (последовательности действий) создания сложного
графического объекта; выявление закономерностей при исследовании графических
объектов.
Практическая деятельность: освоение инструментов графического редактора; создание
графических изображений в графическом редакторе.
Работа с текстовым редактором MS Word. Набор, редактирование, форматирование
текста. Работа с таблицами, списками. Создание элементарных рисунков с помощью панели
рисования.
Информация и информационные процессы.
Выявление закономерностей: выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии.
Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента.
Разгадывание «чѐрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; проведение аналогий; формулирование и
проверка гипотез.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в виртуальной лаборатории.









На теоретических занятиях:
Знакомство с устройствами ввода информации (мышь, клавиатура);
Возможности графического редактора Paint;
особенности растровой графики;
основные графические инструменты, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов;
Правила набора текста;
Знакомство с технологиями работы по редактированию, форматированию текста;
Возможности текстового редактора для создания векторных рисунков.
На практических занятиях:
 создавать и редактировать графический объект;
 осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
 создавать, редактировать и форматировать простейшие текстовые документы
 создавать таблицы, списки, рисунки.

Материально-техническое и учебно – методическое обеспечение
Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее
оборудование:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;

5










Учебно – методический комплекс
Мир информатики: Базовое учебное пособие под ред. Могилёва А.В. Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2005, 4 класс
Информатика. 5 класс. Босова Л. Л, А.Ю.Босова, Москва, Бином. Лаборатория знаний
2016.
Информатика. 6 класс. Босова Л. Л, А.Ю.Босова, Москва, Бином. Лаборатория знаний
2016.
Босова Л. Л. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint //
Информатика в школе. – 2008. - № 4.
Контейнер электронных учебников для 5-7 кл.
Авторская методическая мастерская с метод. рекомендациями, видеолекциями, эл. почтой
и форумом для общения http://metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/
Мир информатики (6-9 лет), «Кирилл и Мефодий», 2003 (электронное пособие).
Мир информатики (8-11 лет), «Кирилл и Мефодий», 2003 (электронное пособие).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

№

1
2
3
4,5
5,6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Наименование разделов и тем

колво
часов
Техника безопасности и организация рабочего места. Возможности ПК. 1
1
Информация вокруг нас.
1
Объекты окружающего мира.
Компьютерные объекты.
2
Отношения объектов и их множеств.
2
Разновидности объектов и их классификация.
1
Системы объектов.
1
Персональный компьютер как система.
1
Как мы познаём окружающий мир.
1
Понятие как форма мышления.
1
Информационное моделирование.
1
Знаковые информационные модели.
1
Табличные информационные модели.
1
Графики и диаграммы.
1
Схемы.
1
Решение логических задач в графическом редакторе:
Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель)
1
Решение головоломок в графическом редакторе Paint
1
Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглѐнный прямоугольник
1
Анализ и синтез объектов.
1
Инструменты Линия и Многоугольник
1
Инструмент Кривая. Приѐмы работы с Кривой.
1
Фрагменты прямоугольные и произвольные.
1
Фрагменты прозрачные и непрозрачные. Их удаление, перенос и
1
копирование
Работа над орнаментами. Планирование последовательности действий 1
Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint
1
Выявление закономерностей
1
Аналогии. Ассоциации.
1
6

Дата

29
30
31
32
33
34

Продолжение числовых и других рядов
Поиск недостающего элемента
Разгадывание «чѐрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории
Разные способы представления решения задач: схема, таблица,
нумерованный список с описанием на естественном языке и др.
Повторение. Обобщение.

1
1
1
1
1
1

6 класс
№
п/п

Тема занятия

кол-во
часов
Мир информации и компьютерный мир
1
ТБ и организация рабочего места. Роль
1
компьютера в жизни человека.
2
Ввод информации в память компьютера.
1
Управление компьютером.
3,4
Хранение информации. Оперативная и
2
долговременная память. Файлы и папки.
5,6
Передача информации. Электронная почта.
2
Мир документов
7
Электронный документ и файл
1
Создание текстового документа.
5:
8
- Текст как форма представления информации.
9
- Компьютер - основной инструмент
подготовки текстов.
10
- Ввод текста.
11
- Редактирование текста.
12
- Форматирование текста.
13,14 Представление информации в виде таблиц.
2
15,16 Наглядные формы представления информации.
2
17
Компьютерная графика.
1
18
Устройства ввода графической информации.
1
19
Создание графического документа
1
Закодированные миры
20
Носители информации
1
21
Кодирование информации
1
22
Письменные источники информации
1
23
Языки людей, языки программирования
1
Обработка информации
24
Разнообразие задач обработки информации
1
25
Систематизация информации
1
26
Поиск информации
1
27
Изменение формы представления информации
1
28
Преобразование информации по заданным
1
правилам
29
Преобразование информации путем
1
рассуждения
30
Разработка плана действий и его запись
1
31
Создание движущихся изображений
1
32
Текстовые данные
1
7

Дата

Коррекция

33
34

Графические данные
Числовые данные

1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».